В эрмитажной Галерее графики (третий этаж Зимнего дворца) открылась выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV – начала XVII века», которая завершает показ проектов, посвященных XVII веку. До этого были рисунки и печатная графика Нидерландов, Италии и Германии.
Этот проект о том, как Франция становилась центром европейского искусства, отодвигая Италию. И о том, как коктейль из поздней готики, позднего Возрождения и маньеризма открыл прямую дорогу к искусству классицизма, центром которого стал Париж и окрестности.
Кураторская команда музея постаралась сделать показ максимально удобным для малоподготовленной публики, разделив выставку из 160 ручных и печатных листов на пять глав.
Первая глава посвящена парадному карандашному портрету XV-XVI веков, само сочетание «парадный и карандашный» может показаться необычным, но светское искусство только начиналось, художники, умевшие уверенно и красиво рисовать, привлекали внимание монархов и получали их благосклонность (заказы).
К 1460-м годам относится «Портрет мужчины в шляпе». Некоторые исследователи считают, что изображен король Людовик XI, правивший в 1461-1483 годах.
Но это еще не парадность, она начинается с портрета Франциска I карандаша Жана Клуэ, и относимого к 1520- 1540-м годам. Король изображен бородатым, что было не принято в то время. По легенде, однажды монарх со свитой случайно оказался на игре по выбору «бобового» короля. Он решил того свергнуть, забросав выборщиков снежками (дело было в январе) и едой. Противник в долгу не остался, и кто-то, войдя в раж, метнул горящую головешку. И она попала именно в короля. Травма была легкой, но шрам на лице остался, борода его скрывала.
Портрет Карла IX карандаша Франсуа Клуэ считается лучшим в эрмитажном собрании французской ручной графики этого времени. На нем две авторские датировки – 1566 и 1569, вторая указывает на время переделок, персонаж, родившийся в 1550 году, сделан повзрослевшим.
Второй раздел называется «Школа Фонтенбло» и показывает, как приглашенные итальянские художники работали во Франции. Пир маньеризма – рисунки Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо и их местных адептов. В центре – гравюра «Нимфа Фонтенбло», Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Самая знаменитая французская гравюра XVI века, созданная в середине столетия. Тут не то, что классицизм, ар-нуво (модерн) просматривается. Авторы отсылают к легенде о происхождении названия замка Фонтенбло. Якобы во время королевского охоты собака по кличке Блио нашла источник (фонтанчик) или даже нимфу источника.
Третий раздел именуется «Искусство Фонтенбло и прикладные искусства. Там много эскизов шпалер, мебели, фарфора, ювелирных изделий. Хорош офорт 1543 года «Герма в виде гротескной фигуры сатирессы». Даме очень идут ноги копытного, это же маньеризм.
Четвертый раздел посвящен искусству книжной иллюстрации. Впервые публика видит иллюстрации Бернара Соломона к «Метаморфозам» Овидия, гравюры Леонара Готье из серии «108 иллюстраций к Ветхому и Новому заветам».
Финал мажорен. Целый зал отдан рисункам Жака Шарля де Беланжа (1575-1616), позднего маньериста, его работам на библейские сюжеты, соединившим религиозность и эротику. Рисунки он делал для себя, гравировал на продажу: художник хотели известности, им вполне заслуженной. И его офорты дошли до Рима. Урок итальянского был сдан на «отлично».
Выбор сокуратора Василия Успенского.
Город 812 предложил назвать только три номера (по каталогу, образец лежит на выставке), что нужно обязательно посмотреть зрителю, который зашел на выставку не специально, имея 5-7 минут.
№8 Портрет Карла IX
№113 «Нимфа Фонтенбло»
№163 Жак Беланж «Святые жены у гроба Христа» (офорт).
.
Выбор Города 812
№1 Жан Фуке. Портрет мужчины в шляпе
№4 Жан Клуэ. Портрет Франциска I
№91 Жан Миньон. «Сатиресса»
№137 Этьен Делон. Кувшин с изображением Нептуна и Амфитриты
№153 Жак Беланж. «Женщина с корзиной цветов на голове»
№157 Жак Беланж. «Женщина с лопатой»
Выставка работает по 13 июля.
Борис Вадимов