О художниках-пачкунах. Зачем идти на выставку Владимира Лебедева

В истории искусства советского времени было всего несколько человек, которые подверглись публичной порке на важных партийных съездах и на страницах центральных газет.  По памяти: Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Вано Мурадели, Дмитрий Шостакович. В этот исторический список вошел и художник Владимир Лебедев (1891-1967). Его выставка открылась в KGallery – и будет работать по 10 декабря.

1 марта 1936 года на третьей полосе газеты «Правда» был опубликован большой редакционный (без подписи) материал «О художниках-пачкунах». Совершено невинные иллюстрации Лебедева к книге стихов Самуила Маршака «Сказки, песни загадки» были обвинены, ни больше, ни меньше, «в уродовании детей». Дальше не буду пересказывать, сейчас статью легко найти в открытом доступе.

Художник вошел в историю, тираж книги издательства «Academia» не был напечатан полностью, до наших дней дожило всего несколько экземпляров. Некоторые современники, которые близко знали Лебедева, утверждают, что после этого он уже не работал с таким мастерством и вдохновением.

Выставка показывает, что это несправедливое суждение. Достаточно посмотреть на его совершенные карандашные ню. Другое дело, что Лебедев оставил занятия живописью (а начинал он как русский авангардист) и до конца дней сторонился всякой публичности. Продолжая заниматься иллюстрированием детских книг.

Его первая персональная выставка состоялась в 1928 году в Русском музее и сделала художнику имя. Вторая персоналия прошла в 1973-м как посмертная. Нынешний выставочный проект назван «Портрет художника на фоне дневника».

Показ произведений Лебедева из частных собраний связан с выходом двухтомника. Первый том является каталогом выставки. Второй представляет первую публикацию дневников художника 1942 – 1967 годов. Расшифровку неразборчивых карандашных текстов на листочках, числом более 500, три года занималась Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея. Двухтомник выходит в ближайшие неделю-две, а пока можно посмотреть выставку, она работает по 10 декабря.

Выбор «Города 812»

Портрет Сарры Лебедевой (первой жены художника, на ее руке татуировка – крокодил). Они вместе посещали спортивный клуб. 1912.

.

Эскиз к портрету Сарры Лебедевой на карточке спортклуба.

.

Старинная резная рама для картины. Это аналог тех, что собирал Лебедев. По воспоминаниям коллекционера Владимира Палеева, в конце 1950-х годов Никита Хрущев собирался с визитом в Англию и решил подарить картину Лебедева, который был там хорошо известен. Закупочная комиссия приехала в мастерскую художника, но один из посетителей имел неосторожность повредить одну из рам. Лебедев, хотя и нуждался в деньгах, даже не стал показывать картины.

.

Портрет женщины в шляпе. 1931.

.

Фирменный конверт Биеннале в Сан-Паулу.  Эта выставка современного искусства существует с 1951 года, так что Лебедев вполне мог в ней участвовать (наверное, знающим португальский, это не сложно выяснить). Кстати, на днях открылась 35-я Биеннале в Сан-Паулу. Ее девиз – «Хореографии невозможного».

Вадим Шувалов