О переписи населения глазами социолога

15 октября стартовала Всероссийская перепись населения. Не самое важное событие, но для нашей компании и для всех, кто в своей деятельности использует статистические данные, мероприятие важное. При использовании данных для нас важно их качество и достоверность, а вовсе не авторитет организации, которая их собирает. Неточные данные мы используем только если можем оценить, тем или иным образом, насколько они неточны.

11 лет назад после переписи 2010 года, мы, неожиданно для себя обнаружили, что ни к кому из сотрудников нашей компании не пришли переписчики-регистраторы. Мы немедленно организовали инициативный социологический опрос в Москве и Санкт-Петербурге и выяснили, что в переписи приняли участие примерно две трети жителей этих городов (в Москве немного больше, в Санкт-Петербург – немного меньше). Отчет с результатами этого опроса вы можете увидеть здесь. Неприятность состояла еще и в том, что в разных социально-демографических группах участие в переписи приняли различные доли граждан. Впрочем, это можно было предположить и заранее.

Будет ли в этот раз проводить перепись легче?

Нет, проводить перепись будет труднее:

Во-первых, в общественном мнении сформированы устойчивые представления о том, что пускать в квартиру посторонних и сообщать кому-либо сведения о себе опасно. Именно из-за этих стереотипов стали невозможными квартирные опросы в ходе социологических и маркетинговых исследований (По этому поводу у нас есть веселый отчет с результатами трехлетнего исследования в Санкт-Петербурге, проведенные Маркетинговым Агентством , если кому-то интересно, я выложу ссылку).

Во-вторых, участие в переписи предполагает активное взаимодействие граждан с властью (необходимо пустить домой переписчика-регистратора и ответить на вопросы анкеты, или сходить в специальный пункт, или ответить на вопросы через сайт Госуслуги). Нам представляется, и это наша гипотеза, подтвержденная явкой на недавние выборы, что в настоящее время доверие граждан к власти не позволяет рассчитывать на их (граждан) активность.

Риск того, что мы в результате переписи получим неточные данные значителен. Причем оценить погрешность невозможно. А использование для уточнения результатов переписи данные различных ведомственных баз данных, соблазн чего очень велик, приведет к тому, что результаты будут искажены очень сильно.

Можно ли данные переписи проверить и правильно скорректировать?

Да, можно. Способ такой корректировки излагается в нашем отчете, ссылка на который приведена выше. Это социологический опрос, который проводится сразу после завершения переписи. Такой опрос позволит выявить для выделенных социально-демографических групп долю, участвовавших в переписи и вычислить соответствующие корректирующие коэффициенты. Учитывая, что участие в переписи является социально одобряемым действием, опрос придется провести анонимно. Анонимный опрос мы можем реализовать только методом личного уличного интервью и это накладывает ограничение на размер анкеты. Поэтому выделить группы по всем вопросам переписного листа не представляется возможным, но по полу, возрасту, образованию и еще по паре признаков, возможно.

Мы проводили опрос по относительно небольшим выборкам, потому что тогда рассматривали это исследование как разведочное. Да и времени на организацию у нас не было. Исследование должно быть проведено очень в короткие сроки, так как факт участия в переписи быстро забывается. Сейчас нам представляется, что объем выборки для большинства субъектов Федерации должен составлять ни менее 3000 респондентов. В Санкт-Петербурге мы готовы были бы провести такой опрос на планшетах за 1,4 млн рублей. Соответственно, для 85 субъектов Федерации затраты составят не более 119 млн рублей. Достоверных данных о средствах, выделенных на перепись населения мы не нашли. Встречались и 50 млрд рублей и 33 млрд рублей, сообщалось, что только на закупку планшетов для переписи выделено не менее 6 млрд рублей. По-видимому, стоимость социологического контроля переписи не превысит 0,5-0,7% всего бюджета переписи.

Мы понимаем, что даже такие небольшие средства никакие государственные органы выделять не будут. Однако, возможность проведения инициативных социологических опросов в отдельных регионах имеется. В конце концов, можно контролировать только пол, возраст и образование и несколько уменьшить объемы выборок. Возможно, найдутся и заинтересованные спонсоры в регионах.

Владимир Сократилин,

президент Ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО,

исполнительный директор ЗАО «Решение»