О пользе рыбалки и  строгости кураторов

150 лет назад ни о чем не подозревавший художественный мир, заснув, как обычно, проснулся совершенно обновленный. Если перефразировать известную комедию, случилось то, что можно назвать кратким описанием истории искусств: сначала были динозавры, потом они все вымерли, потом, пятнадцатого апреля 1874 года, на бульваре Капуцинок в Париже, открылась первая выставка импрессионистов. Открылась, как положено великому событию, со скандала, положившего начало термину «импрессионизм».

Большинство исследователей считает автором термина «импрессионизм» критика Луи Леруа. Мол, это он, 25 апреля 1874 года, через 10 дней после вернисажа первой выставки импрессионистов в мастерской Надара, хамской статьей в Le Charivari, ввел в оборот это понятие.

Кстати сказать, Луи Леруа и сам немного шил. Он был не слишком успешным гравером. Но своей не чересчур богатой, но отточенной на событие художественной и журналистской интуицией, сразу же понял, насколько меняет все и вся то, что случилось в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок 15 апреля. И на всякий случай, после почти 10-дневной паузы, решил выставку обхамить.

Это было похвальное и смелое намерение. Обобщая его культурологическое и общехудожественное значение, данный поступок Леруа можно определить двумя дефинициями: глупость и отвага.

Впрочем, эта история хорошо известна и вполне хрестоматийна.

Но, пытаясь разобраться в художественном механизме самой значимой выставки XIX века, начинаешь понимать, что секрет ее успеха не только в том, что термин «Восход солнца. Впечатление» был на этикетке самой лучшей картины этой выставки – Клода Моне.

Секрет оглушительного успеха и в том, что брат Огюста Ренуара, Эдмон, чересчур ответственный куратор экспозиции, давал такую взбучку каждому художнику, что им, вольно или невольно, но в обязательном порядке, приходилось менять многое: полотна, оформление, даже названия. Так он отчитал и самого Клода Моне: «Это будет, Клод, скучно, у тебя скучное название». И отчитанный Моне, недолго думая, судя по мемуарам, ответил Эдмону: «Ну, давай тогда напишем: «впечатление».

Вот как важно быть страшно строгим куратором.

  • Пьер Огюст Ренуар. «Эдмон Ренуар и Маргарита Легран» .1877 г., х, м.

А что случилось потом с Эдмоном Ренуаром, казалось бы, присутствовавшем при родах импрессионизма? Об этом молчат французы. Он умер в 1944 году, в уже освобожденном Париже, прожив 94 года, так и не дописав биографию брата. Зато выпустив много статей и брошюр. В том числе, известную почти каждому французскому рыбаку того времени популярную книгу «О пользе рыбалки». О том, что ее автор имел непосредственное отношение к самому значительному перевороту в мировой истории живописи за последнее тысячелетие, разумеется, там не было ни слова.

В связи с 150-летием первой выставки импрессионистов по всему миру открываются новые выставки. Вот некоторые из них:

В Санкт-Петербурге в Главном штабе с 28 апреля по 21 июля 2024 года пройдет выставка, посвященная этому юбилею. Соединят две картины – «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро из Эрмитажа и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне из ГМИИ им. Пушкина.

Во Франции Музей Орсе организует передачу своих произведений примерно тридцати музеям по всей стране и ее заморским территориям. Также запланированы уникальные выставки, включая иммерсивную экскурсию «Вечер с импрессионистами. Париж 1874 года» в Музее Орсе, которая позволит посетителям перенестись на 150 лет назад в Париж и присутствовать на открытии первой выставки импрессионистов.

Алексей Шолохов

На заставке: Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца»