В связи с принятыми соглашениями зафиксировать стоимость ряда продуктов на определённом уровне, да и вообще при любых попытках, что-либо зафиксировать, я вспомнила как на съёмках фильма «Последняя дорога» (режиссёра Л. Менакера) был зафиксирован деревянный штакетник вокруг «Медного всадника».
Поскольку фильм был посвящён трагическим событиям, которые произошли перед гибелью Пушкина, пришлось учесть, что во времена Александра Сергеевича вокруг конной статуи Петра стоял чугунный забор высотой примерно полтора метра. Поэтому для съёмок картины было изготовлено деревянное ограждение по образцу тысяча восемьсот тридцать седьмого года и покрашено в чёрный цвет. Дуэль на Чёрной речке состоялась зимой, оттого и все натурные съёмки проходили под непрекращающуюся метель – режиссёр так видел.
Вокруг памятника Петру I установили ограду, укрепили колышками. Для визуализации метели на съёмочную площадку был доставлен главный на тот момент ветрообразующий аппарат Ленфильма. Это была передняя часть самолёта АН-2 с пропеллером и двумя передними шасси. Пилотировал этого монстра – дядя Гриша-ветродуй, иначе его никто не звал. Метель создавалась так: Дядя Гриша включал недосамолёт, а перед крутящимся пропеллером рабочие по сцене кидали с лопат снег.
– Феерично, – визжали мы, прогуливающие учёбу по уважительной причине, и изо всех сил держали вверенных нам лошадей под уздцы. Лошади сразу не полюбили ни метель, ни дядю Гришу. Как и не полюбил их и деревянный штакетник, который мгновенно заваливался от ветряного потока, исходящего от урезанного АН-2. Надо было срочно зафиксировать забор. Как?
Решение было найдено легко – нескольких рабочих по сцене положили под штакетник, чтобы они своими телами держали его. Но одного не учли. Разгорячённый водкой и эффектно посеянной им снеговой бурей, дядя Гриша врубил ветродуй на полную мощь и… Ан-2 покатился прямо на штакетник. «Подзаборные» мужики в мгновенье око сбежали, бросив фиксацию к чёртовой матери.
Накатавшись под маты съёмочной группы, дядя Гриша-ветродуй героически остановил взбунтовавшийся аппарат. И только мы ликовали вместе с ним, он был наш кумир. Потому как хлеба мы тогда ели мало, а зрелищ требовали много.
Да, ну а фиксация потерпела крах.
Клара Шох