Конечно, от слова «Матильда» скоро тошнить будет. Но очень уж история интересная. Не про царевича с актрисой, а про то, что дальше у нас будет.
Что мы сейчас имеем: православные сограждане подняли голову, ходами ходят, краской бросаются, в кинотеатры на автомобилях врезаются. Да, еще машины горят. Ну и Поклонская непреклонна.
Либеральная общественность в удивлении и беспокойстве. Беспокойство понятно. Удивление – нет.
Если народ созрел для бурлений, то это значит, что он созрел целиком, а не как-нибудь по частям.
Потому что если народ созрел для бурлений, то это значит, что он созрел целиком, а не как-нибудь по частям. Не может быть такого, чтобы молодежь пришла в движение и выходит на митинги с уточками, а все остальные лежат на диванах ИКЕА и ничего в их головах не щелкает.
Методы, конечно, жутковатые у противников «Матильды» – но тоже понятно, почему они такие. Ровно потому, что они эффективные. Если бы в нашей стране другие способы воздействия бы работали, то этих бы не использовали. Но прошли митинги с уточками – никакого результата. Не работает, значит, смекает народ. Значит, надо пользоваться наработками запрещенной у нас ИГИЛ.
Повод, конечно, для всей этой вакханалии идиотский совершенно – с «Матильдой», но это какой подвернулся. Когда народ в движение приходит, ему любой повод подходит.
Главная причина этого – скука. Общество тогда начинает шебуршиться, когда в нем образуется критическая масса скучающих товарищей. И Кремль должен был бы проводить опросы не про то, сколько народа доверяет Путину и Шойгу, а сколько процентов испытывает скуку.
Что такое скука? – это американец Хоффер сам себя спрашивал. И отвечал: когда люди скучают – это значит, что они надоели сами себе. Сознание своего бессмысленного существования – вот источник скуки. Так это точно про нас: народ все шире охватывает ощущение бессмысленного существования.
Понятно, что скучающие люди пытаются со скукой бороться. Сначала они борются с ней развлечениями – в кино сходят, в «мафию» поиграют, сексом займутся. Потом понимают: кино было, секс был, а скука осталась. Тогда скучающие люди прибегают к парадоксальным способам придания своей жизни смысла. Самый распространенный из парадоксальных способов – участие в революциях.
Но до этого мы еще не дошли. Мы тут пока еще «Матильдой» со скукой боремся.
Кому эта история с православными возмущениям выгодна? Пока что – всем. Патриарху Кириллу – выгодна. Показывает, что православные – это не размазня какая, а серьезные люди, у которых все по-взрослому. То есть повышает капитализацию подведомственной церкви.
Противникам патриарха Кирилла (говорят, епископ Тихон Шевкунов готов патриарха Кирилла в случае чего заменить) тоже выгодна. Потому что должен наступить момент, когда Кириллу придется сказать: хватит, братцы православные, давайте угомонимся! А его православные браться не послушают. Тут капитализация Кирилла и упадет.
Но Кирилл тоже умный – не подставляется. Молчит.
Либералам немного выгодно: может, власть отвлечется на других раскачивающих лодку.
Власти тоже выгодно – потому что все от нее ждут, как она с этой историей разберется. А быть всеобщей надеждой – это приятно. Можно даже потянуть время до выхода на сцену, чтобы овацией встретили. Может, Кремль даже думает: а чего тут разбираться. Вон с Кадыровым как ловко получилось. Надо – собирает мусульман, надо – не собирает.
Я даже думаю, что с этой историей с «Матильдой» действительно разберутся. Только на этом все не закончится. Потому что это только начало. Новая «Матильда» найдется. Потому что скука сильно донимает.
Сергей Балуев
ДРУГИЕ МЫСЛИ: