Обзорные экскурсии по Петербургу проходят с налетом романтического монархизма

Объектом экскурсионного осмотра могут быть город, дворец, парк, крейсер и ликеро-водочный завод, но могут быть и сами экскурсии. Изучая феномены массовой культуры, я давно хотел узнать, что происходит на самых посещаемых, самых народных экскурсиях, которые предлагают гостям Петербурга.

  Тем более что в бывшем Институте культуры, ныне Государственном университете культуры и искусств с 1988 г. есть кафедра музееведения и экскурсоведения, а с 1994 г. еще и платный факультет того же названия, где обучают по специальностям “экскурсоведение” и “менеджмент и маркетинг экскурсионно-туристской деятельности”. Вот и я решил заняться экскурсоведением, выбрал одну из фирм соответствующего профиля (буду называть ее просто “фирма”), купил на Невском проспекте билеты и посетил, во-первых, “обзорку” плюс ППК, а во-вторых, П – П. Забегая вперед, скажу: пришел в некоторый ужас.

Повторю: это самые народные экскурсии. Естественно, у фирмы есть и другие экскурсии, более экзотические и редкие – как они их номинируют, “авторские”. Но ведь изучать мир надо по самым посещаемым феноменам.

        “Обзорка” + ППК

Это обзорная экскурсия на автобусе по городу + Петропавловская крепость. В аннотации указано: “В ходе обзорной экскурсии Вы получите общее представление о Петербурге, увидите знаменитые памятники архитектуры, проспекты и ансамбли, которыми гордится город на Неве”. Как потом выяснилось, каноническая обзорная экскурсия по городу должна длиться 3 часа, а та, которую предлагает фирма, длится в два раза меньше. Во-первых, это позволяет фирме сделать ее цену ниже – 300 руб., во-вторых, основной части экскурсантов очень подробно и не нужно: всем хочется посмотреть на что-то из окна автобуса, может, запомнить несколько названий… Показательно, что – согласно наблюдениям руководителя фирмы – пешеходные экскурсии популярностью не пользуются вообще никакой. Ходить пешком никто не хочет.

Несколько слов об “оргвопросах”. Автобус подается вовремя, и это меня поначалу порадовало, но потом я понял причину такой пунктуальности. Как только экскурсанты забираются в автобус, их сразу же начинают настойчиво обрабатывать продавцы лазерных дисков, путеводителей и карт. Пока идет обработка, количество экскурсантов понемногу увеличивается, отправление задерживается: надо по возможности наполнить автобус.

Мой рейс должен был отправиться в 14.00, экскурсовод появился в 14.05, и на вопрос: чего ждем? – ответила: менеджера по проверке билетов. Все эти задержки с отправлением сокращают время экскурсии, но экскурсантов это не волновало, и как я ни пытался, мне не удалось “поднять волну”.

Наконец, в 14.10 появилась “тетя менеджер”, и я сразу предложил ей представиться и объяснить причину задержки, юридическим языком пояснив суть публичного договора согласно ст. 426 ГК РФ, который был заключен между фирмой и мною в момент приобретения билета серии DB № 001303. “Мужчина, билет!” – по инерции два раза произнесла тетя, но потом, испугавшись слов “публичный договор”, позвала старшего менеджера, который, глазом не моргнув, соврал мне, что на отправление дается 10 – 15 мин. Оторвав от моего билета половину для отчета, менеджер убежал. Все-таки я его немного взволновал, и в итоге наш полупустой автобус № 110 удачно стартовал в 14 часов. 14 мин. А мог бы при заданных темпах и в 14.30.

Маршрут был простым: от Думской улицы мы повернули по Невскому налево, потом на Малую Морскую и на Исаакиевскую пл., где сделали первую остановку с выходом у памятника Николаю I. Затем на Дворцовую пл. и на Дворцовую набережную, мимо Эрмитажа на Миллионную, мимо Мраморного дворца к Спасу-на-Крови, где сделали вторую остановку с выходом. Потом объехали Марсово поле и по Троицкому мосту переехали на Петроградскую сторону, где высадились у “Авроры”. Затем около Каменноостровского пр. меня и еще одну экскурсантку высадили – нас ждал экскурсовод, который для нас двоих и провел экскурсию по Петропавловской крепости. Остальных повезли обратно к старту.

Замечу, кстати, что для нас двоих обзорная экскурсия по городу закончилась в 15 час. 30 мин., т.е. продолжалась не 90 мин., на которые мы заключили договор с фирмой, а всего 75 мин., т.е. фирма обманула нас – в денежном эквиваленте – на 50 руб. Но это детали – должны же и мы вносить свою лепту в поддержку несчастного малого бизнеса.

        О качестве экскурсионного обслуживания

Если бы все ограничилось присвоением этих 50 руб., то это было бы хорошо. На самой экскурсии выявились  более существенные особенности.

Во-первых, скорость, с которой автобус ехал (точнее, водитель гнал), не позволяла экскурсоводу синхронизировать “картинку” и текст. Скажем, при проезде по Невскому пр. мимо костела Св. Екатерины слово “костел” произносилось напротив костела, а слово “Екатерины” уже почти у Дома книги. Как сообщил мне потом руководитель фирмы, на Невском пр. останавливаться нельзя, но притормаживать и ехать медленно можно. И, дескать, опытные экскурсионные водители так и делают. Но мне не повезло во всем, в том числе и с водителем. Водитель тормозил только из-за пробок. Локальное улучшение экскурсионного обслуживания могло было случиться и на Невском – если бы пробка возникла там.
Экскурсовод могла подробно и содержательно говорить о любом из зданий, около которого автобус останавливался. И про любую мемориальную доску и любой фонарный столб у нее были в запасе краеведческие сведения – то есть претензий к подготовке экскурсовода не было. Проблема оказалась в другом: подробность рассказа зависела от транспортной ситуации на улицах и водителя, который управлял качеством экскурсии.

Потом, когда я беседовал с руководителем фирмы, выяснилось: единого маршрута “обзорки” нет, он даже не включает в себя обязательный минимум объектов, все целиком зависит от предпочтений экскурсовода и транспортной обстановки. То есть фактически фирма гарантирует, что покажет “чего-нибудь”, быстро объехав какую-то часть территории центра примерно за 90 мин. А есть еще и такая “обзорка”, где экскурсовода нет, а есть наушники, в которые на 6 языках (включая русский) говорят текст, записанный на магнитофон. Уж там-то текст и “картинка” и вовсе рассогласуются.

        Во-вторых, монархизм

Скажите, спросил я руководителя фирмы, у вас есть методичка? Это она предписывает всем экскурсоводам такой безудержный монархизм? Нет, говорит, руководитель, я принципиальный противник методичек. Экскурсоводам я доверяю, они говорят то, что считают нужным.

Сейчас много говорят об обучении истории, о фальсификации истории… Любопытный материал ко всем этим разговорам добавляет анализ текста экскурсий. В основе, конечно, лежит канонический рассказ об истории зданий и их наиболее интересных владельцах. Вполне одобряю негативные высказывания, скажем, о сносе дома в начале Малой Морской, в Кирпичном пер. – около него наш автобус немного задержался в пробке, и экскурсовод Анна Львовна просто не могла не сказать несколько слов об уничтожении исторического центра.

Но поверх всего этого был пущен безудержный романтический монархизм, что-то вроде “ребяческого империализма”, о котором с иронией написал О. Мандельштам в “Шуме времени”. Кстати, начинается глава книги, так и называющаяся “Ребяческий империализм”, с описания конного памятника Николаю I против Государственного Совета – и именно здесь Анна Львовна разразилась такой тирадой по поводу Николая, его дочери Марии Николаевны и всего царского рода, что ей позавидовали бы историки Шильдер и Выскочков, авторы восторженных жизнеописаний, а заодно граф Уваров и Фаддей Булгарин. Показывая на памятник, Анна Львовна пропела романс про красивое и вдохновенное лицо Николая, а я сразу подумал, что Герцен писал о Николае немного иначе, отмечая низкий лоб и торчащую вперед нижнюю челюсть.

Но у памятника на Исаакиевской пл. рассказ Анны Львовны скособочился на сторону монархизма и дальше с этим уклоном и шел. У Спаса-на-Крови Анна Львовна уже почти плакала от любви к Александру II. Самодержавие слилось в экстазе с православием.

        Что тебе снится, крейсер “Аврора”?

Особенно смешно получилось около крейсера “Аврора”. Понятно, что сам этот объект пришел к нам из советского времени – мало ли было всякого военно-морского металлолома, но сохранили именно “Аврору”, и всем понятно по какой причине. Однако рассказ Анны Львовны был посвящен не “крейсеру революции”, а в основном участию корабля в русско-японской войне. Буквально два слова было сказано про шестидюймовку и знаменитый холостой выстрел, но с большой иронией и почти вполголоса. Октябрьский переворот 1917-го Анна Львовна упоминать  не хотела, чувствовалось, что ей за него стыдно перед приезжими людьми и хочется это нехорошее событие от них скрыть. Хотя война с Японией была отсюда далеко, а переворот – прямо тут, в Петрограде. Предвижу, что скоро экскурсию надо будет выбирать по политическому признаку: для монархистов, для либералов, для коммунистов.

Зато в Петропавловской крепости я получил то, что хотел. Нормальную качественную экскурсию за 280 рублей. И хотя здесь для монархизма было куда больше поводов, экскурсовод Ирина Никанорова обошлась без монархического фанатизма. Кстати, она – студентка 4-го курса Государственного университета культуры и искусств, и причин у хорошего качества ее экскурсии может быть несколько: во-первых, в Петропавловской крепости есть научно выверенное за долгие годы методическое пособие, во-вторых, девушка умная сама по себе, в-третьих, возраст играет роль – это уже другое поколение, для которого монархические восторги как перевертыш коммунистической пропаганды не играют роли. Но все-таки я полагаю, что самое существенное значение имеет пресловутая методичка, задающая не только объем сведений, но и модус их подачи.

Вывод простой. Никакая полноценная обзорная экскурсия по Петербургу невозможна за полтора часа. Да еще на той скорости, с какой реально мчится экскурсионный автобус. Это заведомый обман. Но иногородние экскурсанты этого не знают. А обмануть иногороднего, попавшего в лапы экскурсоводов с большой дороги, – все равно что соблазнить ребенка, который не понимает, что с ним делают.

        П + П

Вторая экскурсия, выбранная мною, – Пушкин и Павловск (6 часов). “Экскурсия по трассе. В ходе экскурсии вы посетите Екатерининский дворец с Янтарной комнатой и Павловский дворец”. В автобусе экскурсанты проводят более двух часов, все это время должна вестись экскурсия. Естественно, вначале автобус посетили торговцы, среди товара на этот раз появились карты игральные – мало ли, дорога-то дальняя… 

Другое отличие от первой экскурсии заключалось в том, что на Невском автобус свернул вправо и быстро миновал памятник Екатерине II, с чего и началась монархическая пропаганда и идеализация имперского периода, продолжавшаяся до самого момента расставания. Попутно экскурсовод Тамара Анатольевна со скоростью Тины Канделаки сообщала нам свои мнения о социальном и имущественном расслоении современного российского общества с присовокуплением мыслей о Романе Абрамовиче и низком качестве кока-колы. Чувствовалось, что тема пауперизации в современном российском социуме волнует ее больше, чем пропаганда монархизма, но в сочетании это давало картину земного рая в России до 1917 года. Поэтому я удивился, что Тамара Анатольевна одобрила не только памятник Ленину работы Аникушина на Московской площади, но и о фонтанах тоже отозвалась с восторгом, хотя мне казалось, что все понимают, насколько они тут неуместны. Судя по всему, эстетическое чутье у экскурсовода отсутствовало. Зато присутствовала классовая ненависть к нынешним богатым, парадоксально совмещавшаяся с монархизмом.

Экскурсии в Екатерининском и Павловском дворцах  мало отличались от тех, на которых я был и 40, и 20 лет назад. Здесь экскурсоводы имеют методички, поэтому все стандартно – выверенный объем сведений и без доморощенного монархизма. 55 мин. в Екатерининском дворце, 50 мин. в Павловском. Кстати, в разгар летнего сезона экскурсия в Екатерининском дворце проходит и за 40 минут.

После 15 октября вход в Екатерининский парк бесплатный – для меня он стоил 90 руб. В Павловске вход в парк стоит 60 рублей. Причем – и это неприятно удивляет – в обоих случаях вход во дворец искусственно организован так, что надо сначала войти в парк, заплатив за вход, а потом уже во дворец. Что касается объема реставрации, то меня удивило, что за 40 лет добавилось совсем немного. В Екатерининском дворце открылись две антикамеры из пяти (три по-прежнему закрыты) и Янтарная комната. Из рекламных сообщений прессы казалось, что отреставрировали гораздо больше. В общем, все то, что я видел с детства, с 1960-х годов, все это почти в том же объеме и есть. Зато закрыта на реставрацию церковь, в которой в прежние времена экскурсия всегда завершалась, а также закрыт на реставрацию кабинет Александра I. Арабесковый зал предполагают открыть в 2010 году к 300-летию Царского Села. Вообще к 300-летию внимание обратили в основном на парковые здания – Эрмитаж, Турецкую баню, потому что за вход в них можно взимать отдельную плату.

        Без восторга

Янтарная комната особого впечатления не произвела на общем фоне, тем более что янтарь боится света, поэтому в зале полутемно. К тому же помещение почти пустое – раньше в нем стояли разные мелкие вещицы из янтаря – подарки прусских королей и курфюрстов русским царям. До войны они были помещены в стеклянную витрину, стоявшую возле окна, но теперь все это спрятано глубже: в хранилище в подвал. Достают изделия теперь только для спецвыставок за границей и по очень большим оказиям. В итоге я подумал, что особой нужды восстанавливать Янтарную комнату не было: гораздо интереснее было ее отсутствие, которое создавало интригу. В Янтарной комнате запрещена фотосъемка (во всех других помещениях она не только разрешена, но и бесплатна) – делается это, видимо, для того, чтобы побудить к приобретению изопродукции и CD. Чистоган в каждой мелочи производит не самое приятное впечатление. Кстати, администрация музея-заповедника в Пушкине ведет систематическую упорную борьбу с туристическими фирмами, запрещая, например, автобусам парковаться у дворца (как было в советское время). Было даже предложение выгружать экскурсантов у Египетских ворот, откуда аффилированная фирма соглашалась делать подвоз ко дворцу за 150 рублей с человека. Но это не состоялось, теперь автобус сбрасывает десант на Средней улице, а в назначенное время подбирает десантников.

В Павловском дворце число демонстрируемых помещений тоже за 20 – 40 лет не увеличилось, если не уменьшилось. Экскурсовод быстро исчезла,  по ходу дела я только успел узнать, что росписи Гонзаго, так называемая галерея Гонзаго – “семь исключительных по выполнению фресок с перспективным изображением колоннад и галерей” (цитирую путеводитель 1940 г.) – по-прежнему не отреставрированы. Они погибали и 40, и 30, и 20 лет назад, погибают и сейчас. Росписи, действительно, удивительные. “Но их отреставрируют”, – успокоила меня экскурсовод.

Из общих впечатлений еще одно: на глаз видно, что все залы в обоих дворцах стали более пустыми, чем были раньше. Например, на фотографии Картинной галереи из путеводителя по Павловску 1940 г. видны в центре зала постаменты с вазами – их сейчас нет. Все залы зачищены от мелких предметов. Прогулка по дворцам с путеводителями 1939 – 1940 годов в руках – самая интересная экскурсия.

        Жалоб нет

Из Пушкина в Павловск наш автобус ехал со скоростью гоночного автомобиля, интересные объекты мелькали, про некоторые вдогонку Татьяна Анатольевна что-то даже успевала сказать. Из Павловска мы поехали в Петербург, и Татьяна Анатольевна объявила, что свои обязательства фирма выполнила, свозила в два дворца. Впрочем, спросила, хочет ли народ продолжения экскурсии, народ хотел, и она начала излагать некоторые общие сведения по истории династии Романовых, а также читать стихи. Читала она хорошо, с чувством, но в целом все было сумбурновато. Скорее, это был поток сознания с уклоном в доморощенную историософию. В частности, рассуждая о Павле I в связи с Павловским дворцом, Татьяна Анатольевна сообщила, что он был один из самых умных государей и убили его масоны именно за то, что он был очень умный. “Вы видели, чтобы когда-нибудь убивали глупых?” – сразила она нас последним доводом. С ней никто и не спорил.

Упоминание масонов повлекло переклички с днем сегодняшним, которым Татьяна Анатольевна немного предалась… Но тут мы оказались у станции метро “Купчино”, и Татьяна Анатольевна с нами распрощалась, что, как оказалось, было нарушением правил (об этом сообщил мне потом руководитель фирмы). В том смысле, что на обратном пути тоже должна быть экскурсия.

Теперь посчитаем: стоимость экскурсии 1200 руб. Из них 350 руб. стоит Екатерининский дворец и 300 – Павловский. Остается 550 руб. Будем считать, что проезд на комфортабельном автобусе стоит в оба конца 250 руб., значит экскурсия, которой не было на обратном пути, стоит 150 руб., и именно столько фирма осталась должна каждому экскурсанту. Это я к вопросу об экскурсоведении и менеджменте.

        Ницше, афоризм № 201

На качества экскурсии негативным образом влияли скорость движения автобуса, отсутствие методической работы в фирме, каковое приводит к замусоренности текста экскурсии разного рода “собственными мыслями”, а также отсутствие контроля. Потому что в турфирмах должны быть и методисты, и “контролеры”. Как в доброе советское время. Я, правда, не исключаю, что народу, воспитанному ТВ, нравится именно такая “замусоренная” экскурсия в стиле словоизвержений Жириновского или Веллера, и тогда этот поп-стиль ведения экскурсии – характерный знак времени.

То есть народу нравится стиль поведения фирмы, смежный с халтурой, что стыкуется с распространенным сегодня “потреблением без уважения”. Нравятся и торговцы, заваливающиеся перед экскурсией в автобус. Так потребляют Дарью Донцову и телесериалы – не требуя качества, вполглаза и вполуха, с пренебрежением. Действительно, никто же не спросил, кроме меня, торговку, кто она такая и зачем вообще здесь. Никто не спросил экскурсовода, когда она убегала от нас в Купчине: а куда же вы, мадам? экскурсия-то еще не закончилась! Что же до экскурсоводов, то они пребывают в полной уверенности, что слушающие их люди вообще ничего не знают о русской истории, поэтому любой текст будет воспринят с благодарностью и без комментариев. Кстати, именно так и происходит. Были бы жалобы – изменился бы текст экскурсий и общий стиль. Но жалоб-то нет!

Итог таков. Экскурсионное обслуживание, поставленное на поток, – это специфическая низовая культура, где малокультурные, ни на что не жалующиеся экскурсанты, которых сами же экскурсоводы за это и презирают (если бы не презирали, то не обманывали бы), получают халтурное обслуживание. И все довольны.