Одна причина посмотреть на картину любителя Мясоедова

Редко Русский музей показывает творения художников-любителей. Специальные проекты аутсайдер-арта не в счет. Но тут случай особый. Картина Александра Мясоедова называется «Римский карнавал, бывший во время пребывания там Государя наследника со свитою». Она была написана в 1839 году по свежим следам февральского карнавала.

На ней изображено карнавальное шествие по Via del Corso – главной римской улице и тогда, и сейчас. С балкона второго (по европейски – первого) этажа, отороченного красной тканью, за праздником наблюдают 15 господ в черных цилиндрах. Над ними еще один балкон – на нем теснятся десять дам в шляпках, по моде того времени. Внизу проезжает тройка с 14 персонажами в красных рубахах, которые приветствуют наследника российской короны, будущего Александра II.

Историки искусства долго бились над идентификацией участников карнавала. Мясоедов обозначил главных действующих на обратной стороне холста, но со временем чернила стерлись, теперь имена не читаются. Но недавно Государственный архив РФ готовил выставку, посвященную Александру II, и в его бумагах был обнаружен список находящихся на нижнем балконе.

Любителям старины не пристало, придя на выставку, бежать к плазменной панели и читать who is who. Они могут доставить себе удовольствие самостоятельной расшифровки. Александра и его наставника Василия Жуковского легко определят многие, благо их портреты постоянно публикуются. Сложнее будет узнать графа Алексей Толстого, будущего писателя. Определить остальных по силу знатокам русской истории XIX века, но стоит попытаться и всем остальным.

Еще сложнее с обитателями телеги: там изображены художник Федор Моллер и сам Мясоедов. Что касается дам, то про них спорят профессионалы. Там видят Зинаиду Волконскую, Татьяну Голицыну и других русских аристократок, подолгу живших в Риме в те времена.

Мясоедов поднес картину Александру и тот повесил ее в свой кабинет в Зимнем дворце. Конечно, не потому, что это шедевр живописи (она явно любительская). Это было воспоминание о Вечном городе, где можно было «без чинов» участвовать в народных праздниках.

Вадим Шувалов