Одна причина посмотреть выставку Кабаковых в Главном штабе Эрмитажа

Конечно, несложно придумать с десяток  причин пойти на выставку «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Но достаточно одной. Это автор, который больше известен как Илья Кабаков и под этим именем вошел в Топ-10 художников по итогам ХХ века.

Кто стал первым в этом списке? Ответ, который напрашивается – Сальвадор Дали, – неправильный. Правильный ответ – Кабаков.

И вот в Главном штабе нам предъявили 100 произведений, в том числе хрестоматийные.

 

Посетители таких выставок делятся на три большие группы.

Тем, кто вообще ничего не слышал про Кабаковых, будет полезно узнать, что такое концептуальное искусство, как небольшой рисунок, сделанный рукой человека, получившего классическое образование в Суриковском институте, может превратиться в громадную инсталляцию. Некоторые из них Кабаков маркирует как тотальные. Как например, «Лабиринт. Альбом матери» из собрания Tate Modern, когда публика  идет по круглому лабиринту до центра, а потом по другому маршруту в противоположную сторону, читая  на стенах фрагменты воспоминаний матери художника о ее трудной жизни.

Тем, кто слышал это имя, но не очень точно представляет, про что искусство, будет интересно посмотреть первую и самую знаменитую инсталляцию Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» из собрания Центра Помпиду. Про нее сочинена, кажется, целая библиотека. Некоторые авторские тексты есть на выставке и в каталоге, а толковые пояснения – в бесплатном путеводителе. Этой же публике будет полезно знакомство с инсталляцией «В будущее возьмут не всех» из коллекции венского МАК. Истоки этой работы лежат в раннем тексте Кабакова про Малевича.

Тем, кто знает про Кабакова много, будут важны «Ответ экспериментальной группы Павлов. РСКС» (1971) – первая картина, где Кабаков использовал текст. А также «Ангельская серия» – рисунки и модели «Ангел над городом» с использованием обычной табуретки и «Как встретить ангела».

Заодно знатоки могут поразмышлять о рифмах, придуманных Михаилом Пиотровским для Кабаковых в классическом искусстве. Это картина Паулюса Поттера «Наказание охотника» (1647),  русские житийные иконы и греческий краснофигурный сосуд «Ласточка» (510 год до н.э).

Для всех категорий публики любопытно, что Кабаков  чрезвычайно уважительно относится к музеям. По его мнению, тот, чьи произведения взяли в музей, обеспечил себе попадание в будущее. Подобные обстоятельства имел в виду Марсель Дюшан, который в 1917 году принес обычный писсуар в музей и обозвал его «Фонтан». Бытовая вещь автоматически стала произведением искусства. Именно за это изобретение Дюшан стал номером 1 в рейтинге художников прошлого века.

И еще один вопрос любопытен. Почему Кабаков стал мировой знаменитостью, вошел в коллекции всех больших художественных музеев мира. Ответ – потому что живописал и объяснял все ужасы советского коммунального быта – опять неправильный. Кому в мире интересны советские коммуналки? Кабаков в том же «Человеке, улетевшем в космос» показал экзистенциальные сущности – страх одиночества, комплекс невостребованности, бессмысленность обыденной жизни. Вот это важно всем.

Вадим Шувалов