Олег Газманов – “Сделан в СССР”: идеология современной России

Олег Газманов – вообще неплохой певец. Он из поколения полусвободного творчества Перестройки и 90-х. Вместе с Киркоровым, Агутиным, Меладзе и Леонтьевым он олицетворяет те процессы, которые шли на большом историко-культурном поле.

Газманов – певец для широких масс. Поэтому и смотреть на его творчество нужно оптикой человека толпы, который вместе с исполнителем прошел путь от “Есаула” (1991) до “Сделан в СССР” (2005).

Начнем с того, что случилось с Газмановым в политическом поле. Википедия пишет: “В апреле 1993 года, во время политического кризиса в России поддержал президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии с Верховным Советом, приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к референдуму 25 апреля 1993 года“. Та же Википедия сообщает, что “27 октября 2021 года в беседе с kp.ru потребовал закрыть культурно-образовательный «Ельцин-центр» в Екатеринбурге, назвав его “рассадником всякого дерьма“”. Ну… Типично, вся страна такой путь прошла.

Песенный Газманов также ловит тренды эпохи. Вот ранний он: западные тренды пытается русифицировать. “Есаул”, дамы и господа:

А вот Газманов, который получил реставрацию российского самодержавия под новым соусом. Костюм русской цивилизации к 2005 году стал таким: сшитый в СССР Путин! Давайте тогда и текст песни отдельно разберем.

Все куплеты – это простой нэймдропинг. То есть он просто перечисляет “скрепы” и гордости России.

Сначала Газманов поет о широте русского мира, ну в квадратнометровом смысле:

“Украина и Крым,

Беларусь и Молдова –

Это моя страна!

Сахалин и Камчатка,

Уральские горы –

Это моя страна!

Краснодарский край,

Сибирь и Поволжье,

Казахстан и Кавказ,

И Прибалтика тоже…”

Потом Газманов предлагает гордиться прошлым России, вместе сочетая то ли норманна, то ли славянина Рюрика с Романовыми, которые в общем-то и приложили руку к Смуте после смерти последнего Рюриковича – Федора Иоанновича (Романовы тут же воду начали мутить, мешая сохранять самодержавие Годунову, который был изначально в более выгодном положении – все-таки брат жены царя, а не родственники первой жены Ивана Грозного). А тех же Романовых смешивает с ненавистником царизма Лениным. А этого же Ленина примешивает к Сталину – у одного была идея мировой революции, а другого – социализма в отдельно взятой стране. И главное – автора это не смущает:

“Рюрики, Романовы,

Ленин и Сталин –

Это моя страна!

Пушкин, Есенин,

Высоцкий, Гагарин –

Это моя страна!

Разорённые церкви

И новые храмы,

Красная площадь,

И стройка на БАМе…”

В следующем куплете Газманов предлагает помириться в рамках исторической памяти. Ради чего? Ну ради большой территории из первого куплета и побед в войнах – спортивных и военных. Но поскольку Газманов вырос в Застой, то все-таки спорт лучше войны:

“Олимпийское золото,

Старты, победы –

Это моя страна!

Жуков, Суворов,

Комбайны, торпеды –

Это моя страна!

Олигархи и нищие,

Мощь и разруха,

КГБ, МВД

И большая наука…

Я рождён

В Советском Союзе,

Сделан я в СССР!

Я рождён

В Советском Союзе,

Сделан я в СССР!”

Ну и все-таки в конце он упоминает культуру, правда антисамодержавную по своей сути. Он поет о достаточно авторах, которые творили под влиянием европейских трендов – правда, делает это в перемешку с ВПК, женщинами и ресурсами:

“Глинка, Толстой,

Достоевский, Чайковский,

Врубель, Шаляпин,

Шагал, Айвазовский,

Нефть и алмазы,

Золото, газ,

Флот, ВДВ,

ВВС и спецназ.

Водка, икра,

Эрмитаж и ракеты,

Самые красивые

Женщины планеты,

Шахматы, опера,

Лучший балет,

Скажите, где есть то,

Чего у нас нет?”

А мог ли Газманов не упомянуть Запад? Нет, конечно. Логика у него тут такая: под влиянием осознания ключевой роли СССР в WWII Запад понял, что для такого подвига нужно быть единым государством, и сделал ЕС.

“Даже Европа

Объединилась в Союз,

Вместе наши предки

Сражались в бою,

Вместе выиграна

Вторая мировая война,

Вместе – мы самая

Большая страна”.

Но что-то к 2005 году Запад перестал нас ценить. Перед нами песенное предсказание “Мюнхенской речи” 2007 года и историко-культурных лекций 2022-202.. гг.:

“Душат границы –

Без визы нельзя,

Как вам без нас –

Отзовитесь, друзья!”

Получается, что, как и “Перемены” Цоя определили эпоху, так и газмановский “Рожден в СССР” показал тренды 1995–202…” – периода реставрации самодержавия и его полноценного утверждения:

культ самой большой территории,

постмодернисткое перемешивание исторических фактов без смысловых связей, выгодное для поддержания мифа о героической русской истории,

жажда державных побед в военной и/или спортивной сферах, необходимых для получения признания со стороны стран Европы и США,

стремление не до конца обострять отношения с Западом как и во времена Холодной войны.

Это я все к чему? Песня Газманова 2005 года, и она очень популярна, актуальна до сих пор – люди ее слушают. Они это делают без стремления проанализировать культурный код своей цивилизации, а просто – ради удовольствия. Текст песни вовсе не смущает, а, наоборот, дает заряд бодрости духу и телу. И, получается, что пропаганда-пропагандой, но люди сами, по собственной воле, включают эту песню – и сделали они это уже более 5 миллионов раз… И это только видеоклипы на ютубе. А раз включают, то к этому выбору нужно относиться серьезно, а не пытаться насмехаться над его глупостью, если она вообще есть…

А чтобы понять (именно сочувственно понять, а не высокомерно осудить) самодержавно-холопскую суть русской цивилизации, предлагаю прочитать изрядный научный текст Даниила Коцюбинского. Или же посмотреть его лекцию “Институционально-исторические основы российской “цивилизации ресентимента”.

Григорий Конников