На прошлой неделе Координационный совет творческих союзов Петербурга большинством голосов высказался за установку мемориальной доски бывшему первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову. Напомним, что 23 апреля 2010 года правительство Петербурга приняло постановление «Об установке мемориальной доски Г. В. Романову». Доску с текстом: «В этом доме с 1972 по 1984 год жил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов» должны украсить фасад дома № 1/5 по улице Куйбышева.
Против установки доски выступили Алексей Герман, Олег Басилашвили, Юрий Шевчук, Борис Стругацкий и другие, назвав Романова человеком, душившим “культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию”.
Заседание Координационного совета творческих союзов должно было доказать, что не все творцы считают Григория Романова душителем свободы.
В Координационный совет входят 15 творческих союзов. Заседание вела председатель совета Ирина Богачева, участвовали ректор Академии общественных связей Марк Щеглов, председатель Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев, президент Союза архитекторов СПб Владимир Попов, председатель петербургской организации Союза писателей России Борис Орлов, председатель Союза писателей СПб Валерий Попов, председатель Союза художников СПб Альберт Чаркин и т.д.
Выступил с пламенной речью Владимир Ходырев, бывший председатель Ленгорисполкома). Он публично подивился тому, что противники доски заявляют, будто Романов затирал культуру, в частности, Аркадия Райкина, вынудив его уехать в Москву, хотя именно при нем артист удостоился ордена Ленина, звания Героя Соцтруда, Ленинской премии. “Он уважал Райкина, – говорит Ходырев, – пусть и не любил, я ведь тоже много кого не люблю”.
И Марк Щеглов заявил, что Романов “очень много полезного сделал для Ленинграда и области. Вот и дамбу начал строить… И мне непонятно, каким это образом кто-то пишет от лица творческой интеллигенции Петербурга письмо против установки мемориальной доски Романову, тогда как элита творческой интеллигенции находится в этом зале и высказывается иначе”.
Скульптор Владимир Горевой доложил, что он сам лично пострадал от Романова, когда тот приказал разрушить его скульптурную композицию на территории Балтийского завода. Однако личную обиду Горевой проглотил. “Несмотря ни на что, выступление господина… товарища Ходырева я поддерживаю. Курятники, свинокомплексы, которые он создал, спасали нас в труднейшие девяностые, кормят они нас и сегодня. Горевой резюмировал, что Романов “был совершенно бескорыстный человек, преданный государству”, он “прислушивался к мнению творческой интеллигенции, хотя перегибы у него были, конечно”.
Вспоминали творческие работники и то, что при Романове был звездный период БДТ. И молодежный балет активно тогда развивался. Не то что сейчас. А председатель Союза работников культуры Юрий Смирнов считает важным достоинством Романова, что при нем “очень много делалось для рабочих”. Как такому человеку доску не поставить?