Сегодня Петербург прощается с арт-критиком и исследователем современного искусства Зинаидой Арсеньевой.
В течение более чем тридцати лет ее голос был одним из немногих, кто последовательно и профессионально описывал художественные процессы в городе. Арсеньева принадлежала к тем критикам, которые не наблюдают искусство со стороны, а находятся внутри его становления — среди галерей, мастерских, выставочных инициатив, разговоров и споров, формирующих живую ткань художественной среды.
Факультет теории и истории искусства Петербургской академии художеств долгое время считался местом, где формируются взгляды тех, кто будет работать с искусством. Но в поле актуального искусства последних десятилетий выпускники этого факультета почти не присутствуют.
Зинаида Арсеньева была исключением.
Фактически — единственным за последние 30 лет устойчивым критическим голосом, вышедшим из школы ФТИИ Петербургской академии и вошедшим в реальное пространство современного художественного процесса.
В 1990-е годы в Петербурге существовала сильная газетная и журнальная среда: «Час-Пик», «Город», «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости». Эти издания формировали городскую культурную оптику. Арсеньева до конца дней органично принадлежала к этому интеллектуальному кругу — не как часть редакционной политики, а как независимый критический ум, формировавший собственный язык описания искусства.
Ее тексты отличались вниманием к контексту, точностью формулировок и отсутствием риторической позы. Она писала о движении смыслов — о том, как в городе рождаются художественные жесты, как формируется язык выставки, что делает работу живой и значимой.
Удивительно и показательно, что ее никогда не приглашали преподавать или вести курс по теории и практике арт-критики — именно в тот момент, когда она была признанным мастером и фактически оставалась единственным выпускником факультета, внесшим за более чем тридцать лет ощутимый вклад в современную художественную жизнь города. Это подчеркивает разрыв между учебной институцией и живым процессом искусства, который Арсеньева умела точно видеть и формулировать.
Воробьи и голуби на проспекте Ветеранов, для которых она вешала кормушки и ежедневно наполняла лакомством, у своего дома удивятся исчезновению своей тихой доброй собеседницы. Но еще больше удивятся художники и люди культуры — не увидев привычное лицо Арсеньевой на вернисаже, лицо, уже ставшем хрестоматийным для пресс-показов и открытий актуального искусства Петербурга.
Сегодня Петербург прощается не только с критиком.
Город прощается с голосом, который удерживал внимание к искусству своего времени — внимательное, точное, честное.
Прощание состоится сегодня в 12:00 в Федоровском соборе — ул. Миргородская, 1 (у Площади Восстания).
Алексей Шолохов