Опасные места в самолетах засекретили

На прошлой неделе в Петербурге прошла Международная конференция по авиационной безопасности. Специалисты пришли к выводу, что в России воздушные и наземные службы безопасности работают неплохо: по крайней мере, терактов в воздухе не было с августа 2004-го, хотя оружие и взрывчатка постоянно изымаются во время предполетных досмотров. Сейчас, правда, меньше, чем три года назад. Но успокаиваться – нельзя.

          В Домодедове, откуда в 2004 году вылетали террористки-смертницы, для наведения порядка пригласили израильскую компанию. Сейчас этот аэропорт соответствует европейским нормам. В целом по отрасли – в 2008 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) проверяла Росавиацию и признала работу нормальной.

Сейчас в российских аэропортах действуют шесть рубежей антитеррористической защиты – на прилегающих к аэропорту территориях, на входе в аэропорт, в залах, на предполетном досмотре пассажиров и экипажа, в стерильной зоне и при сопровождении оттуда в самолет. Плюс – особая проверка и досмотр рейсов, прибывающих из регионов со сложной обстановкой.

Правда, многие эксперты отметили, что усиление безопасности на транспорте неприятно совпало с реорганизацией (по сути – расформированием) всей транспортной милиции. Правда, когда милиционеры, присутствовавшие на конференции, пожаловались на репрессии, им тут же напомнили про поборы в Домодедове. Там милиция сначала на входе в аэровокзал искусственно создавала очередь. Как правило, перед рейсами в Таджикистан, Молдову и т.д. Потом, когда до окончания регистрации оставались минуты, бедные гастарбайтеры сами совали милиционерам по сто долларов, чтобы те поскорее досмотрели их и пустили в аэропорт. Впрочем, разбирать дальше коррупцию в милиции не стали. Переключились на террористов.

– Приходится все время идти вслед за террористами. Мы поступаем как гаишники: устанавливаем светофоры там, где уже произошел несчастный случай, – заявил зам. главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток. – Хорошо бы играть на опережение.
– Например, уже сейчас взять под контроль малую авиацию, за которой никто не следит, – отметил начальник Управления транспортной безопасности Александр Свешников. – Частные самолеты взлетают прямо с огородов. Хотя обрушить с помощью Cessna небоскреб, конечно, невозможно.

Участники конференции упомянули еще одну малоизученную угрозу – кибертерроризм. С помощью устройства, которое можно замаскировать под мобильник, террорист может сбить в воздухе настройки авионики, всю связь, навигацию и т. п. Впрочем, тема эта секретная.

О секретности говорили много. Начальник центра авиабезопасности Ульяновского летного училища рассказал, как засекречивают учебники, и не только новые, но те, которые прошли уже несколько переизданий. Вообще все учебные пособия поделили на три части: общедоступные, “для служебного пользования” и строго конфиденциальные, и к большинству книжек теперь допускают с большим разбором. Преподаватели нервничают, боятся лишний раз подставиться. Хуже всего с курсантами-иностранцами, поскольку никто не дал разъяснений, какую литературу им можно давать.

Кстати, по-настоящему полезных сведений в этих учебниках все равно нет, пожаловался ульяновский преподаватель. Например, не обозначены наиболее уязвимые места самолетов, куда можно заложить бомбу с самыми страшными последствиями. В ответ на жалобу Владимир Черток сказал, что знать их никому и не нужно, а вот изучить, наоборот, самые крепкие места – следовало бы. Если бомбу обнаружат на борту и обезвредить не смогут, ее положат как раз в такое укромное местечко, где она взорвется с наименьшими потерями.

Глава центра сертификации объектов, обеспечивающих авиационную безопасность, Виктор Волныский представил новые аппараты для предполетного досмотра. В Пулкове, как известно, пассажиров разувают, проводят через рамку и обшаривают ручным металлоискателем. В Домодедове имеется цифровой рентгенографический сканер – в него можно входить обутым и закутанным в хиджаб, так что время досмотра сокращается. Такой сканер распознает протезы и кардиостимуляторы, но рентген-облучение вредно – и для пассажиров, и особенно для обслуживающего персонала. Лучше использовать новую разработку – микроволновые сканеры, которые сумеют разглядеть под одеждой даже керамическое или пластиковое оружие, не распознаваемое металлодетектором. Кстати, пояс шахида он тоже увидит (металлодетектор обычно видит одни поражающие элементы, а не взрывчатку, но ведь можно соорудить пояс и без них). Есть у микроволновика один недостаток: он подает картинку в чересчур натуральном виде.

Правила требуют, чтобы видеозапись сохранялась несколько часов – и к концу смены у инспектора появляется целая коллекция пикантных фотографий. “Требуется, во-первых, затенять лицо и паховую область, а, во-вторых, прятать инспектора за шторкой или вообще в другой комнате, – отметил Волынский. – Но если преступник будет знать, что не все уголки его тела просматриваются – он воспользуется этим местом для проноса запрещенных предметов”.

Еще одна разработка – детектор взрывчатых веществ – просто обдает пассажира теплым воздухом – и если из него “выдуются” частицы взрывчатки, датчик сразу среагирует. Наконец существуют еще блокираторы радиовзрывателей – но их стоит применять, если уже известно, что в зале находится радиоуправляемая мина.

Несмотря на все сложности, авиация остается самым безопасным видом пассажирского транспорта, заявил глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Лишь бы авиакомпания не экономила на безопасности, летчики не боялись перечить статусным пассажирам, а сами VIP-персоны подавали прочим гражданам пример, как нужно проходить досмотры и отвечать на контрольные вопросы.  И все будет хорошо.