Особенности национальной авиации, или Почему швейцарцы не покупают российские истребители

«У Швейцарии нет армии,  она сама и есть армия» – этими гордыми словами швейцарцы обращают внимание на особенности своей ополченческой армии. У нее, естественно, есть свои преимущества – например, крепкая связь с населением и сильное чувство ответственности. Швейцарцы считают каждый франк, потраченный на танки, пушки и самолеты. Но с другой стороны, все чувствуют себя маленькими «военными знатоками».

Каждый рядовой солдат становится великим стратегом и без колебаний вмешивается в планы армии и правительства. В следующие выходные швейцарцы снова решат на референдуме, сможет ли их правительство купить к 2030 году новые боевые самолеты стоимостью 6 миллиардов швейцарских франков. Обсуждение в СМИ идет полным ходом – до самого конца мнения еще могут меняться.

***

Но крупные закупки оружия – это не только вопрос денег. Это еще и политика.

Понятие «вооруженного нейтралитета» уже несколько раз приходилось пересматривать в истории Швейцарии. Например, во время Второй мировой войны, когда Швейцария была внезапно окружена армиями Гитлера и Муссолини. В июне 1940 года во время битвы за Францию немецкие бомбардировщики пролетели над Швейцарией и были сбиты швейцарскими военно-воздушными силами. Это было первое воздушное сражение в швейцарской истории – швейцарцы победили немцев их собственными истребителями «Мессершмитт» (были закуплены Швейцарией у Рейха).

Этой победой был спровоцирован дипломатический кризис. Швейцарцы были потрясены собственным мужеством и угрозами из Берлина. Они запретили дальнейшие атаки на иностранные самолеты, извинились перед Гитлером и Герингом и отправили немецких пилотов домой. Затем подписали экономическое соглашение с Германией и предоставили Гитлеру кредит в миллиард франков – вероятно, лучшую гарантию собственной безопасности.

***

У Швейцарии есть собственная оружейная промышленность, часть которой принадлежит иностранным корпорациям, она, конечно, заинтересована в том, чтобы армия закупала системы вооружения.

После Второй мировой войны Швейцария чувствовала себя маленькой «великой державой», и в 1950-х годах у нее все еще были амбиции на создание собственных боевых самолетов. Хотя швейцарские компании разработали два многообещающих прототипа реактивного самолета, которые во многих отношениях были равны или даже превосходили своих зарубежных конкурентов, эта идея потеряла политическую поддержку после нескольких аварий, и проект был прекращен.

С тех пор швейцарцы убедились, что их страна слишком мала для производства собственных боевых самолетов. Сегодня в Эммене, недалеко от Люцерна, все еще существует авиазавод, на котором производятся транспортные и учебные самолеты для швейцарской армии и на экспорт. Однако, поскольку эти самолеты могут использоваться и в военных целях, в швейцарском парламенте всегда идут жаркие дебаты по поводу запрета на их экспорт. Еще один конфликт нейтралитета.

***

Выбор подходящего для закупок самолета – всегда долгий и сложный процесс, потому что швейцарцам нужен самолет, который может всё – как швейцарский армейский нож. Самолет должен быть истребителем, но также и бомбардировщиком; с новейшим и лучшим оборудованием, но не слишком дорогим и.т.д.

В 1961 году покупка слишком дорогих французских самолетов «Mirage» вызвала политический скандал. Парламент остался жестким и купил только половину самолетов.

«Политическая конъюнктура» играет важную роль и при проведении референдумов. Во время холодной войны, несмотря на официальный нейтралитет, Швейцария была тайным союзником НАТО, а армия и ее бюджет не обсуждались. 1980-е принесли швейцарской армии неуверенность, потому что старый образ «врага с востока» больше не существовал. Армия была значительно сокращена, и в 1989 году группа активистов выступила с народной инициативой по упразднению армии, с этой идеей согласилось около трети населения, что стало шоком для поколения холодной войны.

С тех пор эта организация «борцов с армией» проводила референдум почти против каждого проекта закупки вооружения. В 1992/93 годах модернизация швейцарских ВВС американскими F-18 была преодолена референдумом. В 2014 году покупка новых самолетов «Gripen» из Швеции была отклонена швейцарцами из-за непрозрачности процесса отбора.

С 2014 года картина угроз во всем мире значительно изменилась. Правительство и парламент в Берне однозначно проголосовали за покупку новых самолетов. Они утверждают, что имеющиеся американские F/A-18 будут технически устаревшими к 2030 году и их необходимо заменить.

В дополнение к противовоздушной обороне ВВС также играют роль воздушной полиции, защищая от террористических атак важные иностранные самолеты или мероприятия во Дворце  ООН в Женеве и в ходе Экономического форума в Давосе.

Сторонники модернизации также говорят, что страна-производитель инвестирует не менее 60% закупочной цены в Швейцарию и что ее собственная промышленность получает от этого выгоду. Согласно опросу, 58 процентов населения высказываются за покупку.

Для противников (около 39%) 6 млрд швейцарских франков – это слишком большие деньги для ВВС, у которых, по их мнению, нет шансов в случае войны. Они считают, что деньги нужно вкладывать в социальную сферу и охрану окружающей среды.

В СМИ критикуют и высокую цену на 30-40 новых самолетов. Например, новостной сайт swissinfo пишет, что Швейцария заплатила за свои самолеты больше, чем другие страны. Финляндия, например, получила в два раза больше самолетов F/A-18, чем Швейцария, при той же цене.

***

Так что Швейцарии, вероятно, придется вести более жесткие переговоры или покупать где-нибудь еще – например, в России или Китае. Как пишет «20 минут», самолеты «Сухой» могли быть равными конкурентами американским самолетам и куплены по очень доступной цене.

Но, несмотря на нейтралитет Швейцарии, самолетам из Китая или России даже не разрешили участвовать в конкурсе. Самый главный аргумент, который приводят военные эксперты, – это совместимость электроники, предполагающая закупку только американских или европейских самолетов. Однако критики утверждают, что электронику можно было бы заменить на сэкономленные деньги. Они считают опасной зависимость от американской системы навигации и управления огнем. Это может означать, что швейцарский самолет может взлететь только с разрешения НАТО. И снова это плохо сочетается с нейтралитетом.

Евгений фон Арб, швейцарский гастарбайтер в России

Фото: Wikimedia Commons