Островскому – 200. А по-прежнему актуален

Театральный музей и Театральная библиотека создали выставку «Площадь Островского»  к двухсотлетию знаменитого автора «Бесприданницы», «Грозы», «Снегурочки» и других пьес, которые продолжают интересовать публику и режиссеров.

За две недели до вернисажа сотрудники музея вышли с фотопортретом Островского в «Катин сад» и спросили, кто изображен. Версии были разные – английский король, Петр Столыпин и т.д. После подсказки немногие смогли назвать хотя бы одну пьесу Островского.

Проект имеет заметный просветительский уклон. Дарья Рыбакова, один из кураторов выставки пояснила, что она состоит из трех залов- действий. Первое – «Биография», второе – «Замоскворечье», третье – «Гроза» и «Снегурочка».

В первом действии занято лежащее на столе собрание сочинений Островского 1940 – 1950-х годов. Можно почитать. Под книжками размещена схема. На ней в клеточки занесены названия всех 54 пьес драматурга, включая сочиненные в соавторстве. В этих пьесах кураторы нашли восемь основных лейтмотивов драматургии Островского: власть, фольклор, семья, театр, Волга, чиновники, вера деньги.

На схеме разноцветные «линки» идут от клеточек к соответствующим лейтмотивам. Цвета линков совпадают с цветом закладок в томах собрания сочинений, отсылающих к пьесам.

На стенах и в витринах первого зала – жизнь и творчество Островского разделены на шесть явлений: семья, путешествия, цензура, суд (он семь лет служил секретарем в коммерческом суде), театр, деньги. Получается матрица 8х6 или 6х8, в которой существовал знаменитый драматург.

В 1849 году Островский сочинил пьесу «Свои люди – сочтемся» о банкротстве богатого купца. Пьесу без положительных персонажей запретили играть. Но Островскому удалось опубликовать ее в журнале. После чего Николай I отметил на разрешении цензуры: «Напрасно напечатано, играть же запретить».

Пройдет много лет: несмотря на славу и популярность у публики (в Москве его носили на руках от Малого Театра до дома), Островский всю жизнь нуждался в деньгах.

«Я честно и с успехом трудился 20 лет и создал целый народный театр. Всякий человек честно и с знанием дела трудившийся в продолжении 20 лет, непременно обеспечивает себя под старость, только драматический писатель остается с тем, с чем начал, т.е. ни с чем: что получил – прожил, что получит – неизвестно» – заметил Островский в тексте «О положении драматического писателя».

Второе действие (зал) – «Замоскворечье», где тома собрания сочинений Островского 1970-х годов помещены в обстановку купеческого дома средней руки. Мебель, хотя и музейная, но посетители выставки могут ей пользоваться. На стенах – эскизы к постановкам разных лет, из самоваров раздаются звукозаписи спектаклей.

Третье действие – «Гроза» и «Снегурочка» совмещает радостные эскизы к зимней сказке и суровые костюмы из любовной драмы. В этом зале распахнуто «Окно Катерины Кабановой», с красной геранью на подоконнике. Однако вид открывается не на Волгу, куда бросилась Катерина, а на площадь Островского.

Она была названа так ровно 100 лет назад, к вековому юбилею драматурга. А до этого назвалась Александринской в честь театра.

В Театральной библиотеке показаны режиссерские экземпляры пьес Островского с карандашными правками автора. На первой странице рабочего экземпляра «Картины семейного счастья» (сцена в одном действии) сначала помечен цензурный заперт, а через несколько месяцев разрешение играть в Александринском театре.

Выбор «Города 812»

Борис Кустодиев. «Волки и овцы». Эскизы грима. 1926.

.

Сергей Чехонин. Эскиз декорации к балету «Снегурочка». 1930.

.

Борис Аронсон. Эскиз костюма Ворона к балету «Снегурочка». 1942.

.

«Лес». Сцена из спектакля Театра им. Вс.Мейерхольда. 1926.

Вадим Шувалов