От фильмов формата 3D можно окосеть

Новый фильм Дэвида Кэмерона «Аватар» наделал много шума по всему миру. Во время новогодних каникул в питерские кинотеатры стояли огромные очереди за билетами. Интерес подогревался еще и тем, что картину показывали в формате 3D, создающем эффект трехмерного изображения. Однако именно эту особенность некоторые зрители называли и главным недостатком. Уже появились мнения врачей, что смотреть такие фильмы вредно для здоровья. Так ли уж опасен этот «Аватар»?

Недетское кино

 

Паника вокруг фильма возникла после того, как на Тайване одному из зрителей стало плохо прямо во время сеанса. 43-летнего мужчину отвезли в больницу, но жизнь спасти не успели. Врачи заявили, что виной всему кровоизлияние в мозг. Любитель спецэффектов и ранее жаловался на высокое артериальное давление. В кино же он испытал слишком сильные эмоции, что и привело к печальным последствиям. Впрочем, медики не уверены, что именно “Аватар” “убил” любителя 3D. Эмоциональный зритель мог так же отреагировать и на любой другой фильм. И все же осадок, как говорится, остался, а на репутацию “Аватара” брошена тень.

Позднее в блогах зрители (в том числе и российские) писали, что после просмотра очень болели глаза. Причем эта боль не проходила в течение суток. Врачи-офтальмологи уверены, что такой неприятный эффект может наблюдаться только у людей с особенными отклонениями в зрении, например, при бинокулярном зрении (когда диоптрии обоих глаз сильно расходятся) или при косоглазии (люди с таким диагнозом вовсе не обладают стереозрением).

– Лично я не вижу ничего страшного в том, что здоровый человек пойдет смотреть стереокино. Почувствует усталость – уйдет. Но никаких катастрофических изменений для зрения один сеанс не принесет, – уверен Юрий Шелепин, заведующий лабораторией физиологии зрения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН.

Другое дело, если увлекаться такими фильмами, ходить на несколько 3D-сеансов подряд. Особенно такое упорство опасно для детей, ведь у них глаза еще не до конца сформированы. В редких случаях чрезмерное увлечение стереокино может привести к косоглазию.

Кадр на кадр не приходится

Между тем зрителей на сеансах 3D подстерегают и другие опасности. Большинство кинозалов к такому формату просто не приспособлены. Тем не менее, многие из них почему-то вдруг стали демонстрировать объемный “Аватар”.

– Если в кинозале стереофильм демонстрируется с того же цифрового проектора, который был установлен для обычных, плоскостных фильмов, то яркость изображения на экране, воспринимаемая зрителем (в стереоочках, разумеется), будет ниже примерно в семь раз, – говорит Сергей Рожков, заведующий лабораторией стереокинематографа ОАО “Научно исследовательский кинофотоинститут”. – У большинства зрителей из-за этого глаза начинают сильно уставать, некоторые люди даже снимают очки и вместо стереоизображения наблюдают на экране двоящееся кино, наложенные друг на друга кадры стереопары. Возникает головная боль…

В свое время в нашей стране существовала система контроля за кинотеатрами. Специальная инспекция проверяла, как показывается тот или иной фильм. Сейчас такой системы нет.

– Раньше кинотеатр переоборудовался специально для стереокинопоказа, в нем устанавливали кинопроекторы с более мощными источниками света, точно определялись места, где должны сидеть зрители. Сейчас я, конечно, могу прийти в кинотеатр и сказать, чтобы заменили лампу в проекторе. Вместо двухкиловаттной поставили четырехкиловаттную. Но, чтобы соблюсти наши условия, нужны затраты и время. Для кинотеатра же главное – сборы, а не интересы зрителя, который платит за некачественный товар, – говорит Рожков. – Есть, правда, кинотеатры IMAX – специально оборудованные для показа стереофильмов. Там используются очень мощные 15-киловаттные лампы. Да и экран металлизированный и яркий. Но подобные технологии в городе пока редкость.

Экономят на зрителях не только прокатчики кинолент, но и сами производители. Создавать фильм в формате 3D намного дороже, чем обычный. Но и продавать его можно дороже. Поэтому особо предприимчивые бизнесмены делают кино лишь частично со спецэффектами и выдают его за полное стерео. К примеру, даже неспециалист углядит, что стереофильм “Подвиги Геракла” как минимум процентов на 80 состоит из плоскостного изображения. Тогда как зрителю он продается в формате 3D.

– Эффект от просмотра подобного фильма будет такой же, как если смотреть обычное кино в темных солнечных очках, – убежден Сергей Рожков. – “Аватар”, кстати, тоже грешит наличием плоских картинок, и многие это замечают. Но в целом этот фильм внес очень серьезный вклад в возрождение интереса к трехмерному кино как у зрителей, так и профессионалов. А допущенные ошибки исправимы.

Не забудьте протереть очки

 

Экономят на зрителях не только прокатчики кинолент, но и сами производители. Дело в том, что создавать фильм в формате 3D намного дороже, чем обычный. Но и продавать его можно дороже. Поэтому особо предприимчивые бизнесмены делают кино лишь частично со спецэффектами и выдают его за полное стерео. К примеру, даже неспециалист углядит, что стереофильм “Подвиги Геракла”, как минимум, процентов на 80 состоит из плоскостного изображения. Тогда как зрителю он продается в формате 3D.

– А между тем эффект от такого просмотра будет такой же, как если в обычном кинозале смотреть фильм в темных солнечных очках, – убеждён Сергей Рожков. – Стоит отметить, что “Аватар” тоже грешит наличием плоских картинок, и многие это замечают. Но в целом этот фильм внёс очень серьёзный вклад в возрождение интереса к трёхмерному кино, как у зрителей, так и профессионалов. А допущенные ошибки исправимы.

Но кроме довольно серьезных проблем, есть вещи, которые лежат на поверхности. Многие зрители жаловались, например, что в кинотеатрах им выдают грязные очки, без которых просмотр фильма в формате 3D невозможен. А это чревато не только неприятными ощущениями. Запачкать стекла, можно всего лишь моргнув ресницами.

– Картинки через мутные очки будут восприниматься плохо и по-разному. Никакого удовольствия, не говоря уже о том, что велик риск подцепить какую-нибудь инфекцию, например – широко известный конъюнктивит, – уверен Юрий Шелепин.

Во многих западных кинотеатрах применяется следующая технология. Имеются три комплекта очков. Один выдаются зрителю, второй в это время дезинфицируется, а третий – запасной. У нас же во многих случаях либо вообще не заботятся об этом, либо прикладывают к очкам специальную салфетку. Пренебрегать ей совершенно не стоит. Прежде чем нацепить очки на нос, лучше хорошенько их протереть. Да и в целом, нужно тщательнее выбирать кинотеатр с 3D фильмами. Чтобы потом не жалеть о зря потраченных времени и деньгах.

Где еще можно использовать 3D:

 

– автомобильная или аэрокосмическая промышленность; 

– промышленный дизайн;

– рынок аксессуаров – изготовление запасных частей и аксессуаров для автомобилей и другой техники;

– цифровое архивирование – 3D-сканирование и сохранение оригиналов, которые по какой-либо причине не должны быть сохранены в оригинальном виде;

– развлечения и игры – создание цифровых моделей персонажей (компьютерные игры и кинофильмы по авторской модели автора);  

– медицина и ортопедия – воспроизводство моделей человеческих органов в образовательных целях, а также проектирование ортопедических скоб, браслетов и т. п.;

– хирургия без скальпеля.

           3D-видение: как это работает

Люди воспринимают мир пространственно – в трех измерениях, поскольку глаза фиксируются на одном и том же объекте под чуть разными углами. Затем мозг обрабатывает изображение на основе расстояния между глазами и формирует полную 3D-картинку, комбинируя два изображения от правого и левого глаза. На практике это означает, что человеческий мозг можно обмануть, искусственно подсунув ему две картинки: одну для правого глаза и одну для левого – такой подход также называют разделением изображений. Если качество искусственного зрения будет приемлемым, то мозг сам сконструирует трехмерную картинку.

Для создания трехмерного изображения используется специальная камера с двумя объективами, которые разнесены на расстояние 64 мм (среднее расстояние между зрачками человека). Камера использует две 70-миллиметровые пленки для записи отдельных изображений для правого и левого глаза и весит 113 кг, что существенно затрудняет съемочный процесс.