От Николая Гумилева до трансгендерной собаки Довлатова

Какие памятники поставили в Петербурге за последние три года

Аналитический обзор памятников, памятных знаков и декоративных объектов, установленных в 2019 – 2021 годах в Санкт-Петербурге (с двумя исключениями для Ленинградской области).

1) Памятник Н.С.Гумилеву.

Открыт 15 апреля 2019 г. на территории Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И.Герцена. Скульптор Алексей Архипов. Высота 80 см.

Поскольку Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) родился в Кронштадте, 23 октября 2001 г. появилось распоряжение администрации города № 1050-ра «Об установке в г. Кронштадте памятника-бюста Н.С.Гумилеву». Планировалось в 2002 г. провести открытый конкурс, а в 2006 г., к 120-летию со дня рождения, поставить памятник по адресу: Якорная ул., д. 2а. Однако конкурс проведен не был.

Что же касается Архипова, то у него давно была идея сделать для Царского Села парный памятник: стоящий Гумилев и сидящая Ахматова (я видел эскиз в мастерской скульптора). Но и это не осуществилось.

Ректор РГПУ им. Герцена Сергей Богданов стал известен своей тягой к установке скульптур еще в бытность деканом филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Во дворе филфака (Университетская наб., 9) возник целый «Парк современной скульптуры». Поэтому нет ничего удивительного в том, что памятник Гумилеву оказался на подведомственной Богданову территории.

Однако небольшой двор филологического факультета и гигантская территория РГПУ – пространства принципиально различные по своим свойствам. И это обстоятельство выявило самую главную проблему этого памятника – его несоразмерность тому пространственному контексту, в который он введен. Высота фигуры – 80 см, общая высота объекта – 235 см. Памятник слишком мал, он задавлен и деревьями в сквере, рядом с которыми установлен, и высокими стенами учебных корпусов. Иными словами, место установки выбрано крайне неудачное, объект не собирает пространство, становясь доминантой, а тонет в нем, тонет в пустоте. Я уж не говорю о фоне: стене с отвалившейся штукатуркой и обнажившейся кирпичной кладкой, ржавым кровельным железом и желтыми газовыми трубами, протянутыми по наружной стене.

Впрочем, учитывая трагический конец расстрелянного поэта и его знаменитое предсказание (« И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой-нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще…», 1918) я бы прижал памятник к этой жуткой стенке, загнал в угол, в «щель», и это было бы и концептуально, и одновременно позволило бы оправдать размер фигуры. Поэт, превращенный в ничтожную песчинку и гибнущий во время социальной катастрофы, не нуждающейся в поэзии; поэт – жертва сфабрикованного чекистами «таганцевского заговора», несуществующей террористической организации – это помимо всего прочего и крайне современно.

Однако памятник Гумилеву полностью лишен концептов трагизма, скульптор ушел от этого кульминационного момента в жизни Гумилева в некую внеконцептуальную абстракцию, и это первая странность. Поскольку для писателя, для поэта «пятый акт жизни», венчающий биографию – всегда момент важнейший. Особенно для Гумилева.

Вторая странность – то, что очень условно можно назвать постаментом, замысловатая, пластически многословная лестницеподобная конструкция, включающая в качестве опор фигуры самого поэта (в цилиндре – с парижской фотографии М.Волошина 1906 года), и Анны Андреевны со скрещенными на груди руками, какую-то африканскую маску и еще нечто, не определяемое словами, может быть, крокодилью кожу… В сумме все это составило визуальный постмодернистский то ли ребус, то ли коллаж, который противоречит главной идее акмеизма – ясности образов, избавлению поэтической лексики от «туманностей» и намеков символизма, установка на точное предметное значение слова (см.: Тименчик Р.Д. Гумилев // Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь. М., 1992. Т. 2. С. 54 – 55). Однако первая же ассоциация, рождаемая памятником Гумилеву, – нагромождение и избыточность, которая к тому же резко контрастирует с пластической замкнутостью и лаконизмом фигуры, лишенной даже каких-либо психологических жестов.

2) Памятник Герою Советского Союза Алие Молдагуловой.

Открыт 6 мая 2019 г. Установлен возле д. 5 по ул. Молдагуловой. Скульптор Едиге Рахмадиев. Высота 300 см.

По-прежнему основным инстинктом тех, кто руководит установкой монументально-декоративных объектов является героико-патриотическая символика, опирающаяся на военные подвиги. Традиция зародилась еще в античности, активно развивалась в советское время, продолжается и сейчас.

В данном случае речь идет о памятнике Герою Советского Союза, девушке-снайперу Алие  Нурмухамбетовне Молдагуловой (1925 – 1944). В конце 1930-х гг. вместе с семьей дяди она оказалась в Ленинграде, в 1942 г. была эвакуирована вместе с детским домом в Ярославскую область, 1 октября 1942 г. поступила в Рыбинский авиационный техникум, но вскоре подала заявление с просьбой отправить ее на фронт. 21 декабря 1942 г. была отчислена из техникума, попала в первый набор Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. В июле 1943 г. Алия была направлена в 54-ю стрелковую бригаду 22-й армии. Воевала героически, уничтожила 78 солдат и офицеров противника. В бою 14 января 1944 г. была смертельно ранена, место захоронения осталось неизвестным.

Памятник, выполненный казахским скульптором, вполне традиционен по форме, хотя и не лишен странностей. Почему-то в левой руке снайпер держит романтический букетик цветов, что никак не вяжется с военной биографией снайпера; странная полукруглая складка образовалась на гимнастерке под ремнем. И уж явная катастрофа произошла с неестественно удлиненной шеей, на которую еще более неестественным образом насажена голова. Выглядит это так, что фигура отдельно, голова – отдельно, и соединены они случайным образом, образовав нечто длинношеее.

Как было отмечено, работу скульптор вел в Каргалы Жамбылского района Алматинской области Казахстана, т.е. в Петербург фигуру доставили уже готовой. Однако исправить верхнюю часть фигуры было необходимо.

3) Композиция «Форточка в Европу».

Открыта 11 июля 2019 г. Установлена в Кронштадте в форте «Великий князь Константин» (на территории историко-культурного комплекса «Форт Константин»).

Естественно, идея подсказана крылатой фразой из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» («Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море…»), восходящей к образу итальянского писателя Франческо Альгаротти, использованному в его «Письмах о России» (1759). Кстати, в 2003 г. Зураб Церетели пытался подарить Петербургу для установки в Парке 300-летия 74 статуи царей и князей и еще Петра I то ли возле «окна в Европу», то ли вылезающего из него.

  • Источник фотографии – Фонтанка.ру , автор фото Андрей Краснобаев

Композиция представляет собой окно с открытой форточкой, на широком подоконнике для оживления сидит чайка. Впрочем, форт Кронштадта совсем не подходит для роли «окна» или даже «форточки в Европу». Смысл форта обратный: это амбразура для стрельбы по Европе. Признать это изделие удачным не получается.

4) Памятник татарам – жертвам репрессий.

Открыт в июле 2019 г. Установлен на Левашовском мемориальном кладбище жертв политических репрессий (Горское шоссе, 135). Авторы памятника – архитектор Виталий Кузнецов (1944 – 2021), скульптор Петр Гиль.

  • Фото Рената Беккина

Антикоммунистическая символика, целиком посвященная политическим жертвам советского режима. А.И.Солженицын не случайно называл его «заглотным» – он глотал миллионы людей.

«В 1937 году оказалось недостаточно имевшихся в распоряжении НКВД на тот момент мест расстрелов, и был организован новый дополнительный могильник вблизи города. Для этого стал использоваться участок Парголовского лесхоза около станции Левашово. Кладбище было засекречено, официально оно считалось территорией воинской части и охранялось органами госбезопасности до его обнаружения и официального признания в 1990 году. Левашовское кладбище служило тайным могильником органов госбезопасности с сентября 1937 по 1964 год. <…> Из 39 488 человек, расстрелянных в 1937 – 1938 годах, на территории Левашовского могильника, по результатам опросов шоферов, проведенных в 1965 году, захоронено около 8000 человек (5700 человек с сентября 1937 года и не более 2500 человек в 1938). <…>

Весной 1989 года урочище “Левашовская пустошь” было идентифицировано как тайный могильник НКВД поисковой группой общества “Мемориал” (в 2013 – 2014 гг. Международному историко-просветительскому, правозащитному и благотворительному обществу «Мемориал» был присвоен статус «иностранного агента». – М.З.).

18 июля 1989 года постановлением Исполкома Ленгорсовета (№ 544) оно было признано Левашовским мемориальным кладбищем жертв политических репрессий. 1 июня 1990 года ленинградское управление КГБ передало территорию кладбища городу. В этом же году 9-й мастерской ЛенНИИпроекта под руководством А.Лелякова был разработан и утвержден архитектурный проект строительства мемориального комплекса. Еще до официальной передачи кладбища и снятия охраны на его территории были отслужены первые панихиды по погибшим (21 октября 1989 года, 14 апреля 1990 года)» («Нам остается только имя…»: Памятники жертвам политических репрессий Петрограда-Ленинграда. СПб., 1999. С. 6 – 8).

Памятник татарам, погибшим в тюрьмах Ленинграда и Ленинградской области с 1937 по 1955 г., появился по инициативе Межрегиональной культурно-просветительской общественной организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области» на средства  Шамиля Акбулатова.

Автор идеи создания памятника (по первоначальному замыслу – репрессированным мусульманам) Ренат Беккин. Позже памятник посвятили только татарам.

Р.Беккин: «Мы знаем, что было несколько “татарских” дел в начале 30-х годов, перед властями стояла задача закрыть мечеть, поэтому надо было нейтрализовать имамов. Их было немало, потому что в связи с раскулачиванием в город прибыло много людей с Нижегородчины, из Мордовии, из Пензенской области, многие были деревенскими муллами, имамами, и они продолжали здесь свою деятельность, только уже нелегально. Конечно, об их существовании знали в мечети, так называемое официальное духовенство, они дополняли друг друга. Власти хотели пресечь эту неформальную деятельность – и официальную тоже. Чтобы закрыть мечеть, требовалось, чтобы ее некому было возглавлять, чтобы ее посещало как можно меньше людей, для этого надо было нейтрализовать двадцатку управления и имамов. Это и было сделано в 1931–32 годах, но, несмотря на аресты, мечеть продержалась еще восемь лет, ее закрыли только в 1940 году, когда число прихожан сократилось, в том числе из-за начала советско-финской войны. Мечеть была закрыта в течение 16 лет»; цитируется материал, размещенный на сайте радио «Свобода» – иностранного агента; автор материала Т.Вольтская).

Надписи на фасаде памятника (автор Р.Беккин): «Татарам – жертвам репрессий», «Каждая душа вкусит смерть, / и, воистину, в День воскресения, / вы будете сполна вознаграждены. / Кто будет удален от Огня / и введен в Рай, / тот обретет успех. / Жизнь же земная – / проходящая. Коран, 3: 185)», «Без савана и Божьего слова, / Без фамилий и дат, / В холодной земле Левашова / Татары лежат».

5) Бюст Героя Советского Союза В.Г.Грязнова.

Открыт 9 августа 2019 г. Установлен в Авиагородке, в сквере В.Грязнова. Скульпторы Александр Мурзин и Евгений Левитин.

Героико-патриотическая тема, но на советском материале, поначалу секретном. Вполне стандартный бюст Викентия Григорьевича Грязнова (1928 – 1973), бортмеханика пассажирского самолета ТУ-104, 205-го авиационного отряда Ленинградского объединенного авиационного отряда, напоминает о событиях почти 50-летней давности. Установлен в сквере, который получил имя Грязнова в августе 2014 г.

23 апреля 1973 г. самолет выполнял рейс Ленинград – Москва. Оказавшийся на борту террорист через бортпроводницу потребовал посадить самолет в Швеции, угрожая привести в действие самодельное взрывное устройство. Командир принял решение вернуться в Пулково, а Грязнову приказал обезвредить преступника.  Грязнов вел с террористом переговоры, постепенно оттесняя его от пассажирского салона. Но когда террорист увидел в иллюминатор, что самолет вернулся в Ленинград, уже при посадке, на высоте 150 метров привел взрывное устройство в действие. В результате взрыва бортмеханик и террорист погибли, была вырвана передняя дверь вместе с частью фюзеляжа, но жизнь пассажиров самолета и других членов экипажа была спасена.

Закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР все члены экипажа ТУ-104 были награждены, а Викентию Грязнову присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.

Несмотря на всю секретность (запрещалось сообщать о чрезвычайных летных происшествиях – нападения на экипажи в воздухе, попытки угона самолетов и др. без разрешения Министерства гражданской авиации, которое такие разрешение никогда не давало), слухи, естественно, просочились в народ. 7 мая 1973 г. в нью-йоркском «Новом русском слове» появилась статья «Трагическая попытка угона советского самолета», в которой было сказано:

«Как всегда, советские власти упорно молчат о том, о чем говорит вся Москва. Результат этого – самые фантастические слухи о происшедшем. Вот, что удалось установить на основании наиболее достоверных заявлений лиц, которые по своему положению могут кое-что знать.

Двенадцать дней назад, 24 апреля, в ленинградском аэропорту готовился к отлету в Москву пассажирский самолет Аэрофлота <…>. В числе пассажиров был ничем не выделявшийся из общей массы еще нестарый человек. Когда самолет поднялся в воздух, пассажир отвязался от кресла, и пошел в отсек управления. Там он заявил пилоту, что требует изменить курс самолета и лететь не в Москву, а в Стокгольм. Если тот откажется это сделать, он взорвет самолет. В руках у говорившего был предмет неопределенного вида. Бомба, уточнил угонщик. Как оказалось, он говорил правду.

Пилот сделал вид, что повинуется приказу. Он повернул на северо-запад, и вскоре самолет оказался над Балтийским морем. Уследить за курсом самолета было нелегко, и угонщик не заметил, что пилот сделал плавный полуоборот и вновь приблизился к Ленинграду. Только когда самолет подрулил к аэровокзалу, воздушный пират сообразил, что попался в ловушку. Он тогда привел в действие детонатор бомбы. Взрывом был убит он сам и перехитривший его пилот».

 

6) Скульптура «Большая актриса» (Посвящение Ф.Г.Раневской).

Открыта 14 августа 2019 г. Установлена в сквере во дворе дома на пересечении пр. Сизова (д. 32, к. 3) и Парашютной ул., рядом с гимназией № 42 (пр. Сизова, 32 корпус 1). Скульптор Семен Жохов.

На постаменте выбита фраза: «Все сбудется, стоит только расхотеть… Фаина Раневская».

Простое пластическое решение: актриса сидит на скамейке, за чем-то наблюдая, точнее, она уже прицелилась и готова выдать один из своих афоризмов, например: «Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа». Памятник монументально-декоративного пафоса демонстративно лишен.

Я спросил у скульптора, почему Раневская? «Впечатлился», – ответил он. Это не дипломная работа Семена Жохова, как писали в прессе, а более ранний вариант: «Было несколько вариантов, установлен один из них. Над ее образом я работал будучи студентом и с этой темой вышел на диплом. Дипломная работа отлита в гипсе и находится в фонде Академии. Установленный вариант просто ждал своего дома и обрел его в Год театра».

7)  «Ангел».

Установлен 29 августа 2019 г. в Любашинском саду (Полюстровский пр., 35), в беседке. Скульптор Роман Шустров (1959 – 2020).

Роман Шустров прославился в 2012 г., когда на спинке скамейки в Измайловском саду на Фонтанке появился его трогательный «Петербургский ангел». Он быстро стал одним из символов Петербурга, а стать здесь новым символом очень трудно (претенциозной газовой башне это так и не удалось, несмотря на все амбиции и титанические усилия).

В Любашинском саду в гранитной беседке установлен авторский вариант работы, ставшей знаменитой. Если в Измайловском саду ангел – пожилой человечек, в старомодном котелке, под зонтиком и с книжкой, то в Любашинском саду ангел – курчавый ребенок, который мечтательно глядит в небо. См. также № 17.

8) Памятник «Детям войны».

Открыт 7 сентября 2019 г. Установлен в Колпино на ул. Стахановской, д. 14, на территории Дворца творчества детей и молодежи. Скульптор Алексей Зозуля.

Очередной экспонат серии героико-патриотической символики, который посвящен детям, работавшим во время Великой Отечественной войны на Ижорском заводе. Натуралистично изображен токарный станок, за которым стоит мальчик – точит корпуса снарядов, рядом стоит девочка, которая готовые корпуса складывает в штабель. Для большей выразительности со станка снят кожух, который должен закрывать шестерни и ременную передачу. Весьма неожиданное решение традиционной темы, лишенное зримых черт героизма в позах и символах.

С тыльной стороны станка укреплена доска с фрагментом известного стихотворения: «“В блокадных днях / Мы так и не узнали: / Меж юностью и детством / Где черта?.. / Нам в сорок третьем выдали медали. / И только в сорок пятом – / Паспорта”. Ю.Воронов».

  • Фотографии М.Золотоносова, С.Балуева и с сайта peterburg2.ru

 

9) Памятник сестре милосердия.

Открыт 25 октября 2019 г. Установлен во дворе Детской городской больницы № 2 святой Марии Магдалины (В.О., 14-я линия, д. 57) . Скульпторы Максим Лапачугин и Марат Кулиев.

 

Памятник открыт в день 190-летия больницы.

В 1828 г. попечительский совет императрицы Марии Федоровны выкупил особняк на Васильевском острове, чтобы создать тут больницу. Она открылась спустя год, в день первой годовщины смерти Марии Федоровны. Незадолго до этого на территории учреждения построили церковь, которую освятили во имя Марии Магдалины.

На постаменте надпись: «Милосердной Сестре».

Рядом с памятником установлена доска с пафосным текстом: «Это памятник всем медицинским сестрам… Сестрам милосердия из нашего далекого прошлого. Сестричкам и санинструкторам, выносившим на себе героев войны. Сегодняшней медицинской сестре. Тем, кто завтра примет на свои хрупкие плечи великую ношу – миссию всегда быть готовой помочь… Да благословит вас Господь на дела ваши милосердные!».

10) Памятник Д.А.Гранину.

Установлен 9 ноября 2019 г. на Дальневосточном пр., 6. Открыт 15 ноября 2019 г. Скульптор Евгений Бурков, архитектор Нестор Энгельке. Высота фигуры 250 см.

Этому объекту я посвятил в свое время большую статью (см.: Город 812. 2019. № 13. 18 ноября. С. 27 – 28, также тут), поэтому здесь, минуя культурологическую оценку самого Гранина, постараюсь кратко охарактеризовать памятник нашему «мудрейшине».

Автором является скульптор Евгений Бурков, в анналах городской глиптотеки отмеченный двумя безликими бюстами. Во-первых, это бюст композитора А.П.Бородина, в 2006 г. установленный на крыше Концертного зала Мариинского театра (ул. Писарева, 20) в составе группы из 8-ми бюстов (их там уже давно нет), наличие которой потребовал заказчик, т.е. В.Гергиев. Во-вторых, бюст С.Изотова (2017), установленный на закрытой территории АО «ОДК-Климов» (ул. Акад. Харитона, 8), – это засекреченный в свое время генеральный конструктор авиационных, ракетных и танковых двигателей, и бюст его стоит на засекреченной территории.

Мягко говоря, скульптор не самый известный, именитый и т.п. И, однако, именно он почему-то стал автором важнейшего памятника.

Эскизы долго пережевывал Градостроительный совет, а процесс курировало Российское военно-историческое общество. Сообщения о заседаниях Градсовета, на которых рассматривался будущий памятник, напоминают фронтовые сводки. Судя по ним, замысел выбора Буркова состоял в том, что им изначально собирались коллективно руководить.

Главным и неизбежным итогом такой работы по методу социалистического реализма стала усредненность формы. В ней нет уже ничего, что может вызвать вопросы или неконтролируемые ассоциации, это «стершийся пятак», легко узнаваемый по отдельным деталям и их сумме; объект, собранный из фрагментов других до боли знакомых городских памятников, как из деталей детского конструктора, что и обеспечило его проходимость через инстанцию контроля. Градсовет загонял скульптора именно к самому тривиальному решению, возможно, даже не осознавая этого, но отлично понимая, что памятником они должны угодить высокому начальству – тому, которое объявило «Год Гранина». Ведь на открытие объекта ожидался Сам.

А при работе таким методом социалистический реализм получается автоматически.

Больше всего памятник Гранину похож на памятник Грибоедову на Пионерской пл. (1959, скульптор В.В.Лишев, архитектор В.И.Яковлев). Оттуда взяты скрещенные ноги, только у Гранина впереди правая нога, а у Грибоедова – левая, причем в обоих случаях носок ботинка немного выступает за край плинта. Практически одинаково положение правой руки, но только Гранину в правую руку вложена книга, атрибут писателя, как это сделано, например, на памятнике Лермонтову (1916, скульптор В.П.Крейтан, архитектор Н.В.Максимов), который, правда, держит книгу в левой руке. Наконец, правая рука Гранина, вроде как подпирающая голову, заимствована у памятника Пушкину в саду Царскосельского лицея (1900, скульптор Р.Р.Бах). Жест означающий мечтательную задумчивость, свойственную классикам.

И еще одна забавная деталь. Видно, что на Грибоедова надет фрак, который, естественно, имеет фалды. Фалды свешиваются с кресла, образуя живописные складки. На памятнике Лермонтову – тоже складки шинели, наброшенной поверх лейб-гусарского мундира.

И почему-то, хотя на Гранина надет всего лишь пиджак, а не фрак или шинель, какие-то складки свешиваются с кресла – вроде бы это одеяло, подложенное под Гранина. Зачем кресло покрыто одеялом – непонятно, думаю, что это просто результат копирования памятника Грибоедову. Там складки – ну и тут сделаем складки.

Кстати, было бы точнее посадить этот персонаж не в кресло, а между двух стульев, это точно выразило бы ту позицию, которую наш герой всегда старался занимать. С одной стороны, хотелось казаться либералом, с другой стороны, вынужденно был конформистом, старавшимся приспосабливаться ко всем требованиям партийного начальства, чтобы не упустить ни одно из земных благ.

Таким получился этот смешной памятник. Нет, это не плагиат, это объект соцреализма, доктринально лишаемый оригинальности, поскольку целенаправленно делается как среднее арифметическое, натасканное отовсюду, которое устроит всех, и к тому же идеально узнаваемое как памятник именно писателю. Книга в руке, задумчивость в голове, поза релаксации… определенно писатель. Причем легко можно поменять голову, заменить надпись на постаменте и стеле позади памятника – и будет памятник любому другому письменнику.

Но это именно тот памятник, который и заслужил Гранин.

 

11) Памятник М.Т.Калашникову («Молодой конструктор старший сержант Калашников»).

Открыт 22 ноября 2019 г. Установлен на внешней экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Александровский парк, 7). Скульптор  Владимир Курочкин. 

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 – 2013), конструктор стрелкового оружия. Памятник показывает его в 1949 г., когда Калашников получил за свой «автомат века» АК-47 орден Красной Звезды. Памятник одновременно и человеку, и автомату, ставшему таким же символом России, как спутник, водка, икра и матрешка.

12) Памятник зонту.

Открыт в 2019 г. Установлен у дома 3 по Богатырскому пр. 

Есть люди, которым такие объекты кажутся остроумными. В основном это приезжие, им кажется, что в Петербурге все время идет дождь. После долгих мучений они, наконец, покупают себе зонтик и успокаиваются.

Михаил Золотоносов

О памятниках, поставленных в 2020 и 2021 годах, – в следующей части обзора.