От всех дверей

Концерт, посвящённый 10-летию альбома П.Т.В.П. «Ключи от всех дверей», должен был состояться ещё в марте, но тогда мероприятия переносились по причине теракта в московском/подмосковном «Крокусе».

В итоге 21 апреля. Довольно интересно и символично. 65 лет Роберту Смиту (The Cure). 77 лет Игги Попу (The Stooges, Iggy Pop). А 22 апреля – 125 лет со дня рождения писателя Владимира Набокова.

В альбоме «Ключи от всех дверей» есть песня «Время», в которой поется о том, что «времени больше нет». И под эту песню как-то подумалось о том, что времени то ли действительно нет вовсе, то ли это какая-то очень странная и обманчивая штука. Альбом 10-летней давности – как будто новейший и свежайший, до сих пор удивляет, поражает, что-то оставляет на потом.

Вот вышедшая в 2016-м «Реакция» довольно стара, предельно проста и абсолютно понятна. Более поздние синглы – тоже. А «Ключи…» как будто вчера вышли, они прекрасны именно своей загадочностью и некоторой непостижимостью, и это интересно!

Альбом «Ключи от всех дверей» условно входит в так называемую «чёрную трилогию» наряду с «Зеркалом» и «Порядком вещей».  Общая атмосфера «чёрных» альбомов – таинственная, пост-панковская, местами даже готическая, лирическая, индивидуалистская. Для сравнения – в «красных» альбомах преобладает более или менее классический панк со всеми вытекающими. Хотя, разумеется, «не всё так однозначно». В альбоме «Зеркало» есть вполне себе «красные» «Утро всех рабочих дней» и «Евростандарт», в альбоме «Порядок вещей» – «Новый интернационал», а из завершающего трилогию альбома можно в этом плане выделить собственно «Ключи» с изумительной артикуляцией «рук заката в прицеле АК».

Пожалуй, из альбома и хочется особо выделить две «полярные» композиции. Кричаще призывные «Ключи» и трогательно щемящие «Листовки».

Вначале и отыграли весь альбом 14-го года. Потом было всякое другое. Дождались и новейшего, но уже такого полюбившегося и привычного, как будто это ему 10 лет:

Слёзы и стихи
Вдребезги разбились –
Также и теперь.
Что ни говори –
У нас не получилось.
Давай закроем эту дверь,
Давай закроем эту дверь.

  • «Последние танки в Париже» в клубе «Аврора»

Вот так. От двери до двери, от (всех) дверей до дверей. Ищем ключи, чтобы потом закрыть. Но всё же это звучит. И да, это красиво. Как и финальное (но уже минорное): «Это не хэппи-энд».

Поэт Лёха Никонов и его группа не стесняются экспериментировать и пробовать что-то новое. Впрочем, оранжевые костюмы музыкантов не совсем новые, но это смотря для какого зрителя. Сам Никонов отрастил усы и добавил ещё пару танцевально-артистических движений. Осталась дирижёрская палочка. Сначала даже две, потом одна отправилась куда-то на танцпол.

  • В оранжевом все, кроме Никонова

Посвящал песни завтрашнему юбиляру Набокову и выскочившей на сцену (на пару секунд – чтобы в микрофон то ли перефразировать самого Алексея с не прозвучавшей в этот вечер песней, то ли осудить за что-то других зрителей) «бесстрашной девчонке».

А в целом всё было уютно, трогательно и меланхолично. Усы добавляют солидности, а время (которого вроде как больше нет) – чего-то невыразимого.

  • И публика согласна!

Поэтому коронным номером стали песня «Смотри на арлекина» и придуманная специально к ней пантомима.

И остаётся что-то главное. Даже тогда, когда во многом уже «новые времена» и «всё то, что было, больше не будет».

Уже через четыре дня после концерта у Лёхи Никонова поэтический вечер.

А осенью должен выйти долгожданный новый альбом.

Святослав Белковский