На фоне падения нефтяных цен Лукойл обещает стать одним из крупнейших налогоплательщиков Петербурга. Главу концерна Вагита Алекперова не пугает, что финансовые обязательства, взятые перед Валентиной Матвиенко на текущий год (3 млрд рублей налогов за год), существенно превышают совокупный объем налогов, которые компания платила в бюджет Петербурга за последние годы.
Сейчас “Лукойл” владеет в городе сетью из 129 АЗС, а хочет получить от Смольного два “пятна” площадью от 4 до 5 гектаров. На такой площади можно будет построить не только новые бензоколонки, но и объекты коммерческой недвижимости. Кроме того, концерну нужен довольно большой участок для строительства офисного центра, куда будут переведены служащие девяти подразделений “Лукойла”, работающих в Петербурге.
Взамен компания пообещала заплатить в городской бюджет в 2009 году 3 миллиарда рублей. Такая уверенность Вагита Алекперова вызывает ряд вопросов. В 2007 году, когда цены на нефть росли как на дрожжах, “Лукойл” перечислил в петербургскую казну 740 миллионов рублей. В 2008 году эта сумма должна была резко возрасти, однако итоговый объем перечислений ненамного превысил уровень 2007 года из-за краха рынка нефти. Глава Комитета финансов Петербурга Эдуард Батанов ранее говорил, что в четвертом квартале прошлого года город почти не получил налогов от зарегистрированных здесь нефтяных компаний. Более того, им даже пришлось вернуть около 2 миллиардов рублей авансовых платежей, которые ранее нефтяники перечислили в городской бюджет.
Кстати, у областных подразделений “Лукойла” дела еще хуже: по данным Комитета финансов Ленобласти, в январе-марте компания “РПК-Лукойл Высоцк-2” вообще не платила налог на прибыль. Это тоже связано с переплатой за прошлый год.
Суммарные доходы компании в нынешнем году резко падают: в первом квартале выручка “Лукойла” сократилась примерно на 40% до $14,75 миллиарда. По прогнозам аналитиков, до конца года концерн заработает чуть ли не вдвое меньше, чем в прошлом, когда выручка составила $10,7 миллиарда. Например, один из крупнейших инвестиционных банков мира “Мерил Линч” прогнозирует, что выручка “Лукойла” в 2009 году будет на уровне $65,2 миллиарда, а инвесткомпания “Рай, Ман энд Гор секьюритиз” пророчит годовой доход и вовсе в $42,6 миллиарда.
С другой стороны, кризис отправил в нокаут рынок нефтепродуктов Петербурга. “На корпоративном рынке падение составило до 40%, а на частном рынке – около 10%. Сейчас рынок начинает восстанавливаться в связи с ростом деловой активности, но на корпоративном рынке, где потери наибольшие, восстановление идет медленнее всего”, – говорит специалист по торговле нефтепродуктами крупной нефтяной компании.
На фоне всего этого не совсем понятно, каким образом компания сможет фактически утроить налоговые отчисления в бюджет по сравнению с прошлыми годами, когда цены и спрос били рекорды. Впрочем, совладелец одной из питерских сетей АЗС говорит, что “Лукойл” рассчитывает заработать на бункеровке судов в порту и на транзите нефтепродуктов через морские терминалы.
“Налоги от доходов с АЗС – это только 10 – 20% обещанной городу суммы, а все остальное – за счет бункеровки и перевалки. Поэтому 3 миллиарда рублей – это реальная цифра”.
Сравнимая с “Лукойлом” сеть АЗС раньше давала бюджету только акцизов на 1 миллиард рублей в год, говорит трейдер на оптовом рынке бензина. “В масштабах бизнеса компании 3 миллиарда рублей не являются критичной цифрой, тем более что данные отчисления обеспечивают наращивание доли “Лукойла” на розничном рынке нефтепродуктов региона”, – говорит заместитель управляющего директора инвестиционной компании “Ленмонтажстрой” Денис Демин. Он напоминает, что инвестиции в нефтепереработку и розничный рынок для компании очень важны. А беря на себя повышенные налоговые обязательства, компания, в сущности, инвестирует в рынок Петербурга, защищая свою позицию “стратега”.
Любопытно, что в конце прошлого года “Лукойл” говорил о планах сокращения инвестпрограммы именно в секторе переработки и сбыта. Судя по дружбе между Алекперовым и Матвиенко, Петербурга это сокращение не коснется, и в бюджет города концерн готов платить столько, сколько потребуется, – даже за счет урезания других статей расходов. А город, сокративший бюджет на 100 миллиардов рублей и страдающий от падения налогов, хочет теперь получать еще больше от тех, кто пока еще в силах платить.