Откуда в Киргизии так много революционеров?

Сторонники свергнутого президента Курманбека Бакиева (на фото справа) взяли под контроль город Джалал-Абад. Не удивительно. Джалалабадская область – родина и вотчина клана Бакиевых. А события в Киргизии можно понять, только если рассматривать их как борьбу племен и кланов за власть в стране. Все остальные объяснения выглядят явно беспомощными.

        Киргизия четко делится на две области – северную и южную. Деление имеет давние исторические корни. Северные киргизы, как и казахи, в XIX веке добровольно присоединились к России, а Южную Киргизию, входившую в Кокандское ханство, пришлось завоевывать генералу Скобелеву.

Противостояние “Север-Юг” продолжалось и в советские времена. Первым киргизом, занявшим пост первого секретаря республиканской Компартии, стал в 1950 году Исхак Раззаков, который руководил республикой до 1961 года. Раззаков – “южанин”, а сменил его представитель наиболее влиятельного северокиргизского племени – сарыбагыш – Турдакун Усубалиев. В 1985-м “северянина” Усубалиева сменил “южанин” Абсамат Масалиев, а в 1990-м президентом Киргизии стал “северянин” (сарыбагыш) Аскар Акаев (на фото слева), на место которого, в свою очередь, пришел “южанин” Бакиев. 

Беспрерывная череда “северянин-южанин”, разумеется, не простое совпадение. Совпадение, скорее, в том, что смены “племенных вождей” порой совпадали по датам с важнейшими событиями в политической жизни СССР. А в остальном – никакой политики в западном ее понимании. В 1990-м патриарх киргизских коммунистов Усубалиев поддержал на президентских выборах не первого секретаря ЦК КП Киргизии, члена Политбюро ЦК КПСС Масалиева, а своего соплеменника сарабагыша Акаева.

При Акаеве, естественно, усилилось влияние “северян”. Но Акаев – наименее авторитарный из всех лидеров среднеазиатских республик – пытался искать компромисс между Севером и Югом. Это заметно даже в символике. Независимая Киргизия взяла себе флаг красного цвета, а герб – голубого. Красный – цвет южных киргизских племен, голубой – северных.

Но компромисс находился с трудом. В 2002-м марши протеста на юге Киргизии привели к человеческим жертвам и важнейшему кадровому решению “северянина” Акаева: он отправил в отставку премьера-“южанина” Бакиева. Южные киргизы, исторически столкнувшиеся с сильным культурным влиянием узбеков, больше склоняются к исламизму и меньше склоняются хоть к какой-либо европеизации. Уже в начале 90-х остро встала проблема, что Киргизия разделится на две страны – модернизированный Север и традиционалистский Юг. Поэтому организованную “южанами” в 2005 году “революцию тюльпанов” могли называть “демократической” только люди, которые ничего не понимают в  специфике региона и уверены, что западный эталон “демократия-авторитаризм” применим к любой части света. Затем эти люди удивляются, почему “демократический революционер” Бакиев установил режим, на порядок более авторитарный, чем был при Акаеве.

При Бакиеве “южане” захватили все командные посты в политике и экономике. Опасность такого положения дел начали понимать даже бывшие соратники Бакиева – выходцы с Юга Омурбек Текебаев и Роза Отунбаева (нынешние лидеры очередной киргизской революции). К тому же Бакиев продвигал наверх не столько “южан” вообще, сколько представителей одного клана – своего.

Сейчас – в отличие от 2005 года – движение вспыхнуло не на Юге, а на Севере, как закономерная реакция на ущемление “северян” при Бакиеве. Но  возглавили движение “южане” – Отунбаева и Текебаев, поскольку северная элита после свержения Акаева пребывает в глубоком нокауте, и собственных ярких лидеров у нее нет. При этом революция № 2 все равно – северная. Не даром Акаев в одном из последних интервью назвал Текебаева “ответственным политиком”, к которому он всегда относился с уважением, а Отунбаеву – “опытным и профессиональным дипломатом”. 

Компромисс между северными и южными киргизами мало реален, если вообще возможен. К нему не пришел Акаев. К нему не привел “тюльпановый” тандем президента Бакиева (юг) и премьера Кулова (север).
Возможно, страна расколется на две части. Возможно, власть снова перехватит один из племенных кланов. Чего точно не будет – это демократии по западному образцу. “Буржуазная демократия” – удел буржуазного общества. Феодальное развивается по своим законам.