Когда говорят пушки, музы молчат далеко не всегда — во время Великой Отечественной войны были написаны потрясающие стихи, гениальные песни… Но музам безгласным никогда не удавалось купить жизнь ценой молчания, — пушки не щадили ни архитектурных, ни живописных шедевров. Николай Рерих еще во время Первой мировой пытался призвать сражающиеся армии проявить хотя бы минимальную жалость к вершинным достижениям человеческого духа, но тщетно: когда говорят пушки, совесть молчит.
Более того, когда культурная общественность негодовала по поводу разрушения изумительного Реймского собора (при переходе города из рук в руки его поочередно обстреливали то немцы, то французы), Бернард Шоу даже специально настаивал на том, что, будь он артиллеристом, он непременно на одной из башен собора устроил бы наблюдательный пункт, — который, будь он артиллеристом противника, сам же постарался бы уничтожить.
Рассказывают, правда, что во время Второй мировой войны какой-то немецкий офицер отказался подвергнуть артобстрелу сказочный бельгийский Брюгге. Если это не легенда, то хотя бы кое у кого совесть может проснуться и среди грохота пушек.
Рерих, однако, надеялся, что вместо совести когда-нибудь заговорит закон.
Разработанное с помощью профессиональных юристов обращение к народам и правительствам всех стран было опубликовано на многих языках в 1929 году. В обращении предлагался проект международного договора, который бы брал под защиту сокровища культуры и науки, выделяя их особым флагом, — этот флаг должен был обрести такое же мировое признание, как Красный Крест.
После двух международных конференций 1931 и 1932 года в том же Брюгге (как будто тень Рериха и оградила впоследствии этот волшебный город) Третья международная конференция 1933 года, проходившая в Вашингтоне с участием представителей тридцати шести государств, поддержала пакт Рериха, — но — страны, готовящиеся к агрессии, предпочли иметь свободные руки.
Правда, в 1935 году в Вашингтоне было подписано Панамериканское соглашение, но ведь ни Северная, ни Южная Америка не входили в предполагаемый театр военных действий. Однако хорошо было уже и то, что пакт Рериха из разряда благих пожеланий начинал перемещаться в зону международного права.
Суть соглашения сводилась к тому, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения должны считаться нейтральными и, вместе с их сотрудниками, пользоваться уважением и покровительством воюющих сторон; для обозначения этих памятников и учреждений предлагался особый флаг: красная окружность на белом фоне, охватывающая три круга меньшего размера.
- Рериховское Знамя Мира
Но уже из того факта, что облик этого флага почти никому не известен за исключением специалистов, становится ясно, что никаких практических последствий это соглашение не возымело.
В 1950 году Комитет пакта Рериха обратился в ЮНЕСКО и через какие-нибудь четыре года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей. Согласно этой конвенции, объектом защиты во время вооруженных конфликтов объявлены всевозможные культурные ценности, а также здания для их хранения и экспонирования. При этом запрещалось использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта (Бернарду Шоу с артиллерийским биноклем не позволили бы вскарабкаться на Нотр-Дам де Реймс).
Собственно, Гаагскую конвенцию 1954 года и можно считать правовым воплощением пакта Рериха.
Правда, вместо предложенного Рерихом охранного символа был принят заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Этот символ должен быть известен и уважаться так же, как Красный Крест.
- Знак культурного достояния
Видели ли вы его хоть однажды?
Вот то-то и оно.
Александр Мелихов