Пакулин, которого затмил Самохвалов. Зачем идти в Русский музей на Вячеслава Пакулина

В Русском музее открылась выставка «Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи». Имя Вячеслава Пакулина (1900–1951) – основателя и идеолога общества «Круг художников», существовавшего в 1926–1932 годах, произносится среди музейщиков со священным трепетом.  Но широкой публике он известен мало. Его затмил Александр Самохвалов, соратник по «Кругу». Более успешный. Возможно, более талантливый. Но «стори» Пакулина интереснее.

Его первая в Русском музее персональная выставка, состоящая из 170 картин и рисунков, это показывает.

.

Выбор «Города 812»

.

«Стойло Пегаса». 1920

Исследователи утверждают, что это обобщенный образ богемы. В те годы Пакулин свой в авангардистском кругу Малевича и Татлина, берет уроки актерского мастерства у Мейерхольда, пишет стихи в духе Хлебникова и Маяковского.

.

«Жница». 1926-1927.

С этой картины начинался «Круг художников». Идея Пакулина соединить достижения авангарда с пафосом социалистического строительства. В то время такие опыты еще разрешали.

.

«У врубовой машины в шахте». 1929-1932.

Динамичный авангардный ракурс при идеологически строгом содержании.

.

«На току в колхозе. Молотьба». 1935.

Композиция упрощается.

.

«На Кировском заводе. Бригада стахановцев». 1936.

Почти соцреализм.

.

«День отдыха на островах». 1937.

Но соцреализм претил Пакулину. Он обозначает публику несколькими разноцветными мазками. Получает славу колориста и первые подозрения в формализме.

.

«Гуляние в ЦПКиО». Конец 1930-х.

Но продолжает настаивать на своем.

.

«Зима Мойка» и «Проспект 25 октября. Весна». 1943.

Всю блокаду Пакулин прожил в Ленинграде, рисовал этюды на улицах. Стал героем официальной фотохроники. Тогда было не до обсуждений «измов».

.

«Невский в праздник 9 июля 1945». 1945.

Легко понять художника в такой момент взявшегося за свое. Слава импрессионизму! А славить надо было совсем другое.

.

«Финский залив». 1940-е.

Пакулин снова один касанием охры обозначает фигуры купальщиков на летнем взморье. Ясное дело, чистый формалист.  Художник отлучен от выставок и быстро умирает. Его возвращение публике состоялось только в оттепельном 1959 году.

Выставка будет работать до 7 марта.

Вадим Шувалов