На прошлой неделе в Комитете по транспортно-транзитной политике вспоминали Пушкина: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Не успела финишировать навигация этого года (29 октября закроются на зиму Центральная и Приморская линии водного такси), как комитет объявил конкурс среди перевозчиков на следующую, навигацию-2011 и еще на четыре года вперед.
Каких-то два года назад в водный транспорт, как альтернативу наземному, мало кто верил. Теперь водный транспорт в чем-то даже наступает на пятки петербургскому метрополитену: в Петербурге работает всего 5 линий метро и уже 4 линии городского водного транспорта – “Приморская” (от Старой Деревни до Арсенальной наб.), “Центральная” (от Синопской наб. до Университетской наб.), “Кронштадтская” (от Арсенальной наб. до Кронштадта), “Пригородная” – от Ломоносова до Кронштадта. В следующем году водных линий (они же – маршруты) станет столько же, сколько подземных: к существующим линиям добавятся еще две: “Невская” – от Рыбацкого до пл. Ленина) и “Курортная” – от. пл. Ленина до Зеленогорска, но “Кронштадтскую” при этом закроют. Закроют для перевозчика, но не для пассажиров: фактически она станет частью “Курортной” – пароходики с Арсенальной наб. будут ехать в Зеленогорск через Кронштадт. Хотя перевозчик, выигравший конкурс на социальные перевозки по этой линии в прошлом теряет этот городской заказ, зам. председателя Комитета транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей уверяет, что это происходит с его согласия.
Причал в районе площади Ленина станет столь мощным пересадочным узлом (на нем застыкуются 4 водные линии), что о Финляндском вокзале петербуржцы просто забудут. Давиться в метро с тележками вместо того, чтоб скользить по волнам под крики чаек?
Пассажиропоток по воде (от 20, 5 тыс. чел./мес. на Центральной линии до 41,5 тыс. чел./мес. на Приморской, до 1 октября по всем четырем линиям перевезли около 290 тыс. чел.), правда, пока несоизмерим с пассажиропотоком метро (829 млн чел. в год, до 3 млн чел. в день), но водников тоже начали стимулировать – размер субсидий перевозчикам из городского бюджета увеличится с 83 млн руб. в 2010 году до 130 млн руб. в 2011-м.
40 млн рублей с копейками дадут только на новую Невскую линию и 20 млн на Курортную. Цифры эти, правда, ориентировочные – верхняя граница. Фактический размер субсидий будет высчитываться по формуле – фактические затраты за отчетный период (по фактическому объему перевозок) минус доход от билетов. А выплачивать их будут с опозданием – после того как затраты уже произведены: в конце каждого месяца или в конце квартала (нет авансирования субсидий, как выразилась Анна Менделеева, главный бухгалтер КТТП). Я бы на таких условиях не стал работать. Какой смысл работать в ноль, вообще без прибыли? А перевозчики соглашаются.
– Условия вполне привлекательные, – рассказал Александр Коченов, директор Кронштадтского филиала ГП “Инмортранс” (производитель судов и перевозчик одновременно), – прибыль на самом деле есть, за счет чего – это закрытая информация.
У КТТП закрытой информации нет. Вся открытая.
Водный транспорт в Петербурге еще не стал серьезным конкурентом для наземного, но это пока судов мало. Будет больше – перевозки по воде подешевеют, – говорит Николай Асаул, председатель Комитета по транспортно-транзитной политике. – В Лондоне за 5 последних лет, когда интенсивно развиваются перевозки по Темзе на катамаранах, стоимость субсидии в цене билета упала с 2,4 фунта до 14 пенсов.
Возить на социальных водных линиях будут по фиксированному тарифу. Стоимость билетов на аквабусы от Арсенальной наб. до Кронштадта – 100 руб., до Зеленогорска – 150 руб. (включает обязательную страховку). Внутри города – от Рыбацкого до Смольной наб. (“Невская линия”) – 60 руб. Расчетное время в пути – от Арсенальной набережной до Зеленогорска – 1 час. – 1 час. 15 мин. в зависимости от силы и направления ветра. В перспективности “Курортной линии” сомневаться не приходится.
Но “Невская” представляется довольно странным маршрутом. Рыбацкое пока считается районом депрессивным – работники Смольного там не живут. Обитают там в основном рабочие. Зачем им ездить в Смольный – завидовать вкусным пирожкам в буфете?
– Зачем же обязательно в Смольный, – парирует Николай Асаул. – На линии много промежуточных остановок в центре города. Вдоль Невы как раз расположено много офисных центров, к которым трудно добраться от метро.
В 2010 году в Петербурге за счет бюджета построено 14 причалов, в 2011 собираются добавить еще.
Причалы нужны хотя бы в качестве удобных остановок, где есть скамейки, туалеты и другая инфраструктура, – говорит Николай Асаул. – Круглогодичное водное сообщение вполне реально, если не прямо сейчас, то в перспективе. Линия от Ломоносова до Кронштадта у нас уже работает непрерывно. Там, правда, курсируют старые суда, 1968 года постройки, но можно подобрать более современные. Амфибии пока в основном используются МЧС, они довольно шумные, а у нас и так уже этим летом жители жаловались на суда, правда, на экскурсионные, с громкоговорителями. Мы изучили опыт многих стран. В Лондоне используются катамараны на 220 мест. Катамараны сейчас самое перспективное направление. 9 из 10 судов в мире на городских и пригородных маршрутах – катамараны.
Прелесть катамаранов – очень низкое сопротивление двух узких корпусов воде, такое судно моментально разгоняется. В сильный ветер встает на один поплавок. По условиям конкурса на внутригородских перевозках нужны суда вместимостью не менее 30 чел. и скоростью более 20 узлов (около 50 км/ч), на Курортной линии – от 70 человек. Таких катамаранов в Петербурге нет. На прошлой неделе в город приезжала одна фирма из Владивостока, которая берется такие построить, к 2012 году – наверняка, к 2011-му – попробует.