Патриарха Кирилла объявили еретиком

Патриарха Кирилла не любят и в миру, и в церкви. Но не любят за разное.

 

Либеральные граждане не любят патриарха Кирилла и, в общем, это неудивительно. Удивительно, что внутри церкви патриарха не любят как раз консерваторы. То есть либерально настроенные священники тоже имеют к нему претензии, но предпочитают об этом не распространяться. А вот консервативные выступают вовсю. Волна правого церковного протеста докатилась и до Петербурга.

 

Как правительство душителя свободы Николая I было, по выражению Пушкина, единственным европейцем в России, так и патриарх оказывается в русской церкви единственным либералом. Водоразделом между либералами и консерваторами здесь является отношение с католиками, и с некоторой натяжкой его можно наложить на антагонизм Москвы – Петербурга. Московская Троице-Сергиева лавра как центр правого крыла, с одной стороны, и «никодимовцы», последователи Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), при советской власти налаживавшего контакты с Ватиканом, с другой. В правой терминологии контакты с католиками называются «ересью экуменизма». К ярым «никодимовцам» относится, в частности, нынешний патриарх. Предыдущий тоже проводил его политику.

Однако прежде критика справа, по крайней мере, публичная, носила эпизодический характер. Из ярких примеров можно вспомнить разве что чукотского епископа Диомида, который больше года – с февраля 2007-го по июнь 2008-го – открыто выступал против «ереси экуменизма» и даже предал анафеме патриарха Алексия II, главу церковного МИДа митрополита Кирилла (это нынешний патриарх) и иже с ними. Тот факт, что епископ бунтовал целый год и только после этого его лишили кафедры, извергли из сана и с большим трудом вытурили с Чукотки, свидетельствует о необыкновенно либеральных нравах, царивших тогда в патриархии.

Все поменялось после так называемой Гаванской встречи в феврале 2016 года, когда патриарх Кирилл встретился и расцеловался с папой Франциском. Эта встреча готовилась втайне – за две недели до нее заседал Архиерейский собор РПЦ, и патриарх не поделился со своими епископами планами по этому поводу. Поступив таким образом не только не очень вежливо, но и, по мнению его критиков, неканонично: решение по столь важному вопросу должно было приниматься коллегиально. Поскольку у нас не авторитарный папизм какой-нибудь, а православная соборность.

Уже через месяц о «ереси экуменизма» применительно к патриарху заявил епископ Украинской православной церкви Московского патриархата Лонгин (Жар). Собрал монахов, сделал видеообращение. Мало того что обвинил патриарха – так еще и отказался поминать его в качестве своего господина во время богослужений. Эта формальность имеет большое значение: если ты не поминаешь патриарха, то не признаешь его главой церкви. Иначе говоря, ты, по мнению официальной РПЦ, – раскольник.

С тех пор прошло полтора года, Лонгин остается епископом УПЦ (МП). Карающая длань не достала его по вполне понятной причине: отношения с Украиной и так слишком сложные, чтобы еще больше усугублять ситуацию такими разборками. Остальные поминают патриарха – и то хорошо.

После этого начался своеобразный каминг-аут: священники стали записывать видеообращения с обвинениями в адрес Кирилла. Их, конечно, было немного, но каждое такое видео с удовольствием перевешивали на своих страницах все недовольные. А недовольных, готовых перевешивать видео, было гораздо больше, чем недовольных, готовых в нем сняться.

Если ты не епископ (или хотя бы священник) УПЦ, то прямое выступление против патриарха  влечет неминуемую кару: запрет в служении или вывод за штат, то есть лишение священника рабочего места и, соответственно, заработка. Для тех, кто не имеет другой профессии и не искусен настолько, чтобы создать свой собственный приход и жить доходами от него, это  серьезная угроза. Поэтому позволить себе обвинять патриарха Кирилла и стать «непоминающим» могут только те, кому терять уже нечего. К слову, сам этот термин имеет давнюю историю. Так называли священников, отказавшихся поминать местоблюстителя патриаршего престола Сергия, после того как он в 1927 году издал декларацию о лояльности богоборческой советской власти.

В Петербурге священник Алексий Мороз, являющийся заштатным клириком Новгородской епархии, провел Собор православных священников РПЦ, в святоотеческом предании состоящих. В нем, судя по подписям под резолюцией собора, приняло участие 14 священников. Алексий Мороз хорошо известен на ниве борьбы с экуменизмом – сразу после диалога папы и патриарха он организовывал  круглый стол «Русская Православная Церковь и Гаванская декларация – победа или поражение?». Участники которого, разумеется, склонялись к последнему.

Однако теперь борцы с экуменизмом и патриархом пошли дальше. Они утверждают, что не только Кирилл и те, кто поддерживает его политику по отношению к католикам, являются еретиками. Еретическими также являются храмы, где поминают патриарха. Но, что самое страшное для простых прихожан, – таинства, совершаемые еретиками, являются «безблагодатными». То есть если вас крестят или, не дай бог, отпевают в таком еретическом храме, это не работает. Не работают исповедь, причастие и т.д.

Иными словами, получается, что для спасения души ходить в храмы Московской патриархии бесполезно. Имеет смысл ходить только к непоминающим. Например, в домовые церкви к тем участникам морозовского Собора, у кого они есть.

К счастью для официальной церкви, отец Алексий и его товарищи не имеют мощных каналов информации, по которым они могли бы донести свою точку зрения до широких православных кругов. Несложно предположить, какое смятение приходских умов она могла бы вызвать.

Однако петербургский Собор православных священников – не единственный в своем роде. В начале октября, например, в Краснодаре прошел международный съезд непоминающих: на нем присутствовали представители Русской, Румынской и Сербской церквей, а также некоторые представители Афона. Они не поминают своих патриархов из-за того, что те впали в ересь экуменизма. Всего на съезде присутствовало 27 священников. Есть и множество других групп, столь же немногочисленных. Причем друг с другом они нередко находятся в состоянии конфликта.

Однако для официальной РПЦ не столько страшны разрозненные и малопопулярные борцы с ересью экуменизма, сколько то, что точно так же думают многие вполне респектабельные церковные функционеры. И не всегда скрывают свою точку зрения – не переходя на личности. «Да, Гаванская встреча и декларация являются одной из неудач нашей церковной политики, но не представляют никакого основания для обвинения предстоятеля Русской церкви в ереси и тем более для разрыва канонического общения, – так начинает свою осуждающую Алексия Мороза публикацию протодиакон Владимир Василик, являющийся членом Синодальной богослужебной комиссии.

Вполне возможно, впрочем, что критика экуменизма для многих священников – способ более-менее легально высказать свое недовольство, вызванное более широким набором проблем: бесправием рядовых священников перед епископами, ростом церковных налогов и т.д.

Антон Мухин

 

 

Комментарий

фото vk.com

Алексей МОРОЗ, священник:

Участники вашего Собора – кто они?

– Это священники из разных епархий страны. Сейчас все они за штатом. Любой священник, выступающий против ереси, которую пропагандирует господин Гундяев, автоматически выводится за штат (или запрещают в служении). Сейчас больше 150 священников написали обличения существующей ереси. В Новороссийске еретичествующий патриарх заявил, что повелевает беспрекословно себя слушаться, а кто не желает – на пенсию. То есть полный папизм и желание превратить нашу церковь в экуменическую и католическую

Как зарабатывают священники, находящиеся за штатом?

Многие пошли на светскую работу и живут плодами рук своих. Кто-то служит в домовых церквях. К ним приходят верные люди, которые тоже не хотят пребывать в ереси.

А вы?

– Я служил в Новгородской и Петербургской епархиях, сейчас порвал с ними общение.

Вы говорите, что в паспортах есть число зверя и приближается царство Антихриста. И какой вывод из этого надо сделать? Отказаться от паспортов?

– Мы предлагаем задуматься, что царство Антихристово не приходит спонтанно. Чтобы оно пришло, должна быть подготовка – политическая, экономическая, духовная. Европа без границ, введение паспортов, которые будут действовать во всех странах, потом будут паспорта с чипами, что в конечном итоге приведет к вживлению в людей биочипов.

Так их же нет.

– У нас пока нет, а в Европе и Америке это уже практикуется, пока добровольно. Но у нас есть другое – вводится карта «Мир», вообще банковские карты, чтобы люди жили без наличных денег в контролируемом цифровом государстве.

Вы призываете людей отказаться от посещений храмов Московской патриархии?

– Да, от всех храмов, где проповедуется ересь экуменизма и папизма. Это не я говорю, это постановления вселенских соборов. 15-е правило Двукратного Константинопольского собора говорит, что, если предстоятель в церкви проповедует ересь, от него следует отложиться, то же говорят 45 и  46 правила апостольских постановлений. Молиться с еретиками и с теми, кто поминает еретического патриарха, – тоже соучаствовать в ереси.

Не опасаетесь, что это будет расколом?

– Это они ушли из церкви, а мы остались. Мы остались в церкви наших святых Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского, которые называли католиков еретиками. А Гундяев называет католиков братьями и сестрами, он еретик и ушел из РПЦ, стоящей на святоотеческом предании.

Вас мало. Что будете дальше делать?

– Для нас важно, чтобы люди узнали правду. Да, сейчас мы в информационной блокаде. Раньше я мог выступать в прессе, по телевидению, печатать книги.

А сейчас?

– Я раньше служил в Александровском лицее на Каменноостровском проспекте. Там была домовая церковь-музей, и я был оформлен как его директор. Потом был звонок из патриархии в Смольный, оттуда – в Комитет по образованию, они вызвали директора и потребовали меня уволить. Храм-музей закрыли, а проверять исполнение этого приказа приехали представитель комитета и благочинный Петр Мухин.

Это когда было?

– В прошлом году, в Великий пост, и даже страстную седмицу не дали нам там отслужить. У нас еще был там православный лекторий, школа церковного пения, общество борьбы с пьянством и наркоманией. Я возглавляю Собор православной интеллигенции Петербурга, мы устраивали в православном лектории чтения. Все это было уничтожено.

А вот вас критикуют другие непоминающие. Говорят, что таинства в церквях, даже если там не отреклись от патриарха, все равно благодатные.

– Такая точка зрения противоречит решениям вселенских соборов. Есть сайт «Вестник верных», где это пишут. Его делает организация «Енот».  Всеволод Чаплин редактор этого сайта. Но Чаплин – провокатор. Он был ближайшим соратником Кирилла, и когда планировалась его встреча с папой, они поняли, что будет большой протест. Поэтому решили, что Чаплин должен его возглавить и завести в тупик. Он мнимо разругался с патриархом и ушел служить в маленький храм, где, кстати, поминает Гундяева. И теперь пытается возглавить церковную оппозицию. Тайно ему помогают некто Димитрий Христов (Прохин) и Духин.

В истории церкви были примеры, когда клирики успешно обличали патриарха в ереси?

– Да. Например, ересь жидовствующих. Иосиф Волоцкий и новгородский епископ Геннадий выступили против митрополита Московского Зосимы, который сам был заражен этой ересью и совращал великого князя. Сегодня мы видим возвращение этой ереси – симония, гомосексуализм, низведение соборности, папизм. Семена экуменизма обильно всходят, и ересь жидовствующих в лице Кирилла Гундяева нашла своего яркого проявителя. Он уже говорит, что у нас один Бог с мусульманами и иудеями. По сути дела происходит образование религии антихриста Нью Эдж, куда пытаются увлечь как можно больше верных.

Антон Мухин