Что школьники должны писать в патриотических сочинениях, чтобы получить пятерку.
Перед выборами президента школьников СЗФО массово охватят сочинениями на тему «Я гражданин России». По плану организаторов, в мероприятии примут участие не менее четверти миллиона старшеклассников. О чем и как они должны будут писать? – узнавала корреспондент «Города 812». А когда узнала – удивилась.
«Мы даже дважды написали»
Конкурс сочинений проводится Комитетом по образованию Петербурга и Стратегическим партнерством «Северо-Запад» при поддержке полпредства в СЗФО. Первое заседание оргкомитета состоялось 7 февраля. В нем участвовали региональные руководители образования и другие чиновники.
– Цель конкурса – в приобщении школьников к идеалам гражданственности и патриотизма, вовлечении их в строительство подлинно гражданского общества, – объяснил помощник полпреда Евгений Карпичев.
По его словам, в 2017 году конкурс проводился впервые и прошел с большим успехом. Сочинения «Я гражданин России» тогда написали 250 тысяч детей.
В марте 2018 года в России состоится важное событие (выборы президента РФ), и нужно, чтобы патриотический конкурс был не менее массовым, чем в прошлом году. Массовость на местах призвала обеспечить глава Оргкомитета конкурса и председатель Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева.
– Нужно поставить задачу, чтобы как минимум не меньшее количество школьников приняли участие в этом конкурсе. Каждый регион знает, сколько принимало участие в прошлом году, и здесь, конечно, органам управления будет легко определить то количество, которое должно быть минимальным, – сказала Жанна Воробьева, отметив, что участие в конкурсе – добровольное.
По ее словам, ребята писали сочинения с огромным удовольствием.
Регионы СЗФО горячо поддержали инициативу и просят расширить патриотическое мероприятие также на учащихся профучилищ и студентов вузов.
– Конкурс был воспринят с большим энтузиазмом, особенно детьми! В прошлом году в нем приняли участие 100% старшеклассников! – отчитался председатель Комитета общего и профобразования Ленинградской области Сергей Тарасов.
– Мы даже дважды написали сочинения по данной тематике в прошлом году, – рассказала министр образования Калининградской области.
Конкурс «Я гражданин России» стартует в школах СЗФО с 1 марта 2018 года. Итоги подведут в два этапа: для одиннадцатиклассников – в июне, для всех остальных – в сентябре. Победителей из регионов пригласят в Петербург и в качестве награды покажут как минимум два музея: Исаакиевский собор и Эрмитаж, а также другие достопримечательности. Петербургских призеров тоже наградят музеями (теми же самыми). В Комитете по образованию уверены: дети оценят.
– Эрмитажа много не бывает! – улыбнулась председатель комитета Жанна Воробьева.
По ее словам, будут для детей и другие призы, но пока не решили, какие именно. И учителей тоже поощрят. Для этого привлекли одну известную нефтяную компанию. В компании пообещали, что смогут «серьезно мотивировать» педагогов.
«Наполнить конкурс интимным любовным смыслом»
Помимо чиновников, в Оргкомитет конкурса включили двух членов Союза писателей России: Александра Королькова (автор монографий «Духовные основания русской школы», «Русская духовная философия», статьи «Обретение образа Божиего: религиозно-философский взгляд на образование» и др.), а также Алексея Грякалова (монографии «Структурализм в эстетике», «Эстезис и логос», сборник «Здесь никто не правит», изданный при поддержке Комитета по печати Петербурга).
Алексей Грякалов трудится профессором в Российском педагогическом университете им. Герцена. «Город 812» спросил у него, как правильно проводить среди детей конкурс «Я гражданин России» и не превратится ли мероприятие в очередную обязаловку.
– Вам не кажется, что на учеников и учителей упадет очередное «отчетно-патриотическое мероприятие»? Можете ли представить школьника, который захочет написать сочинение – и на такую тему?
– Ну, упадет… Понимаете, Фрейд прав: желание всему предшествует. Дело в том, что между желанием, хотением, темой и замыслом всегда есть посредники. Учитель – вот посредник. Все зависит от того, какой будет посредник… А сочинение – это хорошее дело.
– На местах обрадовались конкурсу сочинений, потому что нужно вести патриотическое воспитание, а идей не хватает?
– Эти проблемы есть не только в школе, но и на самых разных уровнях. Сегодняшняя власть – это биовласть. Она апеллирует к чувственному опыту, ко всему человеческому – к страданиям, переживаниям, телу, инстинктам. Власть работает именно с этим.
– Патриотизм – инстинкт?
– Нет. Но любовность – это инстинкт. Для ребеночка материнская грудь представляет собой всю Вселенную. Поэтому трагедия проявляется, когда его от нее отделяют. Патриотизм в некотором смысле тоже нагружен человеческим…
– Извините, у меня не складывается: материнская грудь, ребеночек, патриотизм…
– Надо складывать! Потому что современная мысль складывается из разных компонентов, она возникает здесь и сейчас. Здесь и сейчас – и материнская грудь, и патриотизм, и конкурс сходятся! Потому что это связано с самоутверждением человека. А если про материнскую грудь непонятно, то это – тот самый момент, который связан с осознанием конечности. Поэтому к этому можно присоединить все что угодно!
– И патриотизм?
– В том числе и патриотизм. Потому что патриотизм предполагает некоторое любовное состояние среди тех людей, которые тебе близки. Институционально, идеологически это можно двинуть только на таком уровне – наполнять это нужно совершенно конкретным, я бы даже сказал интимным любовным смыслом…
– Вы про конкурс?
– В том числе и про конкурс. Сократ говорит, что Эрот – самый древний из богов, он не нуждается ни в ком, а в нем нуждаются все. Потому что любовность – это то, что соединяет. Это любовная сила, которая соединяет детей и взрослых, идеи и вещи, идеологию и интимные переживания. Вот чего не хватает!
– Где не хватает?
– Везде! Поэтому люди так и стремятся к тому, чтобы как-то найти… некоторую синергию.
– Если вернуться к конкурсу: смогут ли дети написать то, что думают? Например, «хочу уехать из этой страны»?
– Конечно! В этом вся задача. Но если учитель столкнется с таким текстом, то пусть задумается о своей профессиональной компетенции. О том, что он делает в школе, если у него дети так рассуждают.
– Органы образования должны будут обратить внимание на такого ученика и такого учителя?
– Они должны обращать внимание на всех. Но если таких окажется много, значит, что-то не в порядке в этом классе, школе, – объяснил Алексей Грякалов.
Писатель-педагог отдельно попросил не перепутать Эрота с эротикой. Мы и не путаем. Для справки: в Большом Энциклопедическом словаре написано, что Эрот (он же Эрос) – бог любви в греческой мифологии, ему соответствует римский Амур (Купидон).
Хороший конкурс ждет школьников.
Елена Роткевич