Удивительные факты о Павловском музыкальном вокзале

История Павловского музыкального вокзала была блестящей. Но прервалась во время Великой отечественной войны. Сейчас о вокзале напоминает еловая аллея,  чугунный фонарь и памятный камень с мраморной доской.

Кстати, вы знаете, что словом «вокзал» обозначают большие станции железной дороги только в России? Так вот этим фактом мы обязаны Павловскому музыкальному вокзалу. С железной дорогой слово «воксал» первоначально никак не было связано.

Павловский музыкальный вокзал построили специально для привлечения публики к использованию открывающейся Царскосельской железной дороги. Строивший ее инженер  Франц Антон фон Герстнер (1796-1840) в своей докладной записке писал: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого».

В 1836 году правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания «воксала гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где приехавшие в Павловск по железной дороге жители Петербурга могли бы получить «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы Павловского парка».

Приз за первое место был назначен в размере 20 тысяч рублей. В конкурсе приняли участие одиннадцать русских и два немецких архитектора. Великий князь Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Однако его стоимость значительно превышала смету, в результате для реализации был выбран проект Андрея Штакеншнейдера.

Уже 23 мая 1838 года концертное здание с рестораном по проекту Штакеншнейдера было открыто.

Сразу после открытия литератор Нестор Кукольник написал в статье «Павловский воксал (Открытое письмо М.И. Глинке)»: «Что если бы московские цыгане полюбопытствовали прокатиться по железной дороге и испытать счастье в нашей столице и в этом воксале? Что если бы на хоры возместился Штраус с своим магическим оркестром?»

Все так и случилось – и цыгане пели в Павловском вокзале, и великий композитор Иоганн Штраус 10 лет дирижировал.

Последний давал в Павловске концерты целых 10 сезонов подряд, с 1856 по 1865 год. Для его выступлений устроили отдельный зал, так как композитор категорически отказался играть в ресторане.

По контракту с дирекцией Царскосельской железной дороги композитору полагалось около 25-27 тысяч рублей в год. Это была огромная сумма – таких гонораров в Европе не платили.

Именно Штраусу принадлежит заслуга превращения вокзала из ресторана, где обедают под музыку, в место, куда специально приезжают, чтобы послушать музыку.

Дирижировал Иоганн Штраус шесть дней в неделю. Концерты начинались в 19.00 и продолжались до отхода последнего поезда. Однажды летом 1862 года после первого исполнения польки «В Павловском парке» слушатели, без конца вызывая композитора, забыли об отходе последнего поезда и вынуждены были остаться в здании до утра… «Живут лишь в России!» — писал Штраус на родину в Вену. Поклонники буквально носили музыканта на руках.

Во время пребывания в Павловске, Штраус не только выступал на сцене вокзала, но и сочинил несколько новых произведений: 4 вальса, 1 кадриль и 6 полек вышли из под пера великого композитора не у себя на Родине, а под Петербургом! Все они о русской жизни, о музыкальном Павловске, красоте Петербурга и любви.

В здании вокзала долгое время не было эстрады для оркестра, музыканты играли в зале среди столов, на хорах или в саду. Но в 1860-м году – после грандиозного успеха у петербургской публики Иоганна Штрауса – было принято  решение о расширении вокзала. Чтобы пускать больше зрителей, решили сократить ресторанную площадь и построить эстраду для выступлений и танцев. А на территории парка для публики организовали дополнительные развлечения – читальню и зал для игры в кегли.

В 1875 году по проекту архитектора Н.Л. Бенуа поблизости был возведен Павловский летний театр.

  • Павловский летний театр. Проект Н.Бенуа

В Музыкальном вокзале также выступали такие известнейшие личности, как Шаляпин, Собинов, Прокофьев, Кшесинская; бывали Лермонтов, Тургенев, Бальзак, Соллогуб, Брюллов, Достоевский, Толстой, Глинка, Римский-Корсаков, Серов, Чайковский, и многие другие.

  • Концерты проходили в Павловском вокзале и при советской власти

В Великую Отечественную войну Музыкальный вокзал был полностью разрушен. О том, что некогда здесь стояло уникальное здание, напоминают только еловая аллея,  красивый чугунный фонарь, и памятный камень с мраморной доской.

В настоящее время обсуждается проект восстановления Музыкального вокзала.

  • Чугунный фонарь, оставшийся от Павловского музыкального вокзала