Пейзаж – это не про природу. Зачем смотреть на закаты и восходы в Русском музее

Русский музей представил выставочный проект «Преображенная природа». Еще раз доказав, что пейзаж, созданный руками и мозгами человека, это не про природу.

Впрочем, первые пейзажи, созданные машиной (некоторые показывали в Эрмитаже в 2019 году на выставке «Искусственный интеллект и диалог культур»), тоже не про нее, матушку.

Иное дело, что значительная часть публики ищет в изображениях, очень похожих на радугу, Луну, волны, закаты-восходы и т.д., возможность отстроится от прелестей антропоморфного мира. На это и рассчитывали художники прежних столетий. В ХХ веке они это дело бросили. Теперь выясняют, какие права есть у растений и испытывают ли те нравственные страдания.

Близкой теме посвящена 13-я Шанхайская биеннале, тема которой Bodies of Water. Из-за пандемии она проводится в смешанном формате и завершится в июне 2021 года.

Но у нас пока другие дела. Смотрим на облачность и грозу.

Вот «Притихло» Николая Дубовского с огромной тучей (на заставке). Гроза будет? А что потом?

Из 130 картин фаворитом «Города 812» стала небольшая картина Раева Василия Егоровича «Александровская колонна во время грозы». Между прочим, 1834 год. А как свежо смотрится. В альбом, изданный  выставке, Раев не попал. Так что – только в корпусе Бенуа.

Вадим Шувалов