Александровский парк: новая попытка изгнания автомобилей
Закрытый конкурс на общую концепцию благоустройства Александровского парка и соседних территорий – Сытного рынка, улиц Блохина и Яблочкова – завершился предсказуемой победой Архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ). Из парка предлагается убрать автомобили, построить четыре парковки, снести АЗС и ресторан.
Комитет по градостроительству и архитектуре организовал закрытый (по приглашениям) конкурс не только с целью выявить лучший проект, но и посмотреть весь спектр предложений, как сделать Александровский парк (памятник архитектуры) общественным пространством, полностью выведя оттуда автомобильный трафик.
Четырем участникам – СПбГАСУ, «Инжтехнология», ЛЕННИИПРОЕКТ, КБ ВиПС – «Урбис-СПб» было дано два месяца на создание своей концепции. В условия конкурса было прописано, что победитель получает 1,3 млн рублей, остальные – по 400 тысяч рублей. Но никаких обязательств реализовать концепцию победителя город на себя не берет. Речь идет скорее о типе конкурса «мозговая атака», когда могут быть вброшены самые неожиданные идеи. Именно так и оказалось.
СПбГАСУ (команда во главе с доцентами Светланой Даниловой и Александром Деминым вместе со студентами кафедры дизайна архитектурной среды) назвали свой проект «Зеленый перстень Петербурга». Главная мысль – сделать Александровский парк частью большого пешеходного маршрута от крейсера «Аврора» до Крестовского острова. По пути запроектировано 17 остановок с сезонными кинопередвижками для показа «исторических кино-реконструкций».
Для создания такого маршрута потребуется расширить тротуары и озеленить улицу Яблочкова, которая соединит в одно зеленое пространство Успенский и Провиантский скверы. По мнению победителей, освободить Александровский парк от автомобилей возможно, если построить 4 парковки. Одна заложена в задание, это будет первая попытка создать надземный паркинг в бывшем жилом доме на улице Блохина, 6, при сохранении габаритов и фасадов существующего здания. Вторая парковка предусмотрена в полузаглубленном варианте рядом с Сытным рынком. Сверху ее можно «накрыть» системой торговли и общественного питания для создания дружелюбной среды на Сытнинской улице, которая связывает Александровский парк и Сытный рынок и становится пешеходной.
Еще две парковки задуманы подземными: одна рядом с «Мюзик-Холлом», другая – в той части парка, которая выходит к перекрестку Каменноостровского проспекта и Кронверкской набережной. Там сейчас стоят АЗС и ресторан – их придется снести, на крыше паркинга помещается открытый амфитеатр для спектаклей на открытом воздухе и светомузыкальных шоу. Вдоль Кронверкского протока создается прогулочная набережная с временным понтонным мостом – для того чтобы публика могла быстро попасть от станции метро «Горьковсая» в Артиллерийский музей. Подробно разработана система благоустройства с несколькими вариантами павильонов, киосков, фонарей. По оценке авторов из СПбГАСУ общая стоимость реализации всех идей составит порядка 800 млн рублей.
Интересное предложение, которое содержится в концепции КБ ВиПС – «Урбис», – это строительство наземного гаража на 600 машин на углу улиц Сытнинская и Кронверкская. Пешеходный маршрут с видовыми площадками запроектирован вдоль Кронверкского протока, причем его часть рядом с «Мюзик-Холлом» и театром «Балтийский дом» строится на консолях, чтобы публика гуляла над водой. Между «Мюзик-Холлом» и зоопарком придумали крытый каток, а рядом с Российским университетом правосудия – крытый амфитеатр со сценой.
Проект команды «Инжтехнология» делится на реалистические разделы и мечты. Реально (если подкорректировать законы об охране памятников) построить разводные мосты через Кронверкский проток, создать детскую железную дорогу на его берегу, посадить деревья, которые спрячут «задники» «Мюзик-Холла» и «Балтийского дома». На Сытнинской площади предложено организовать блошиный рынок. Мечты названы «Здания уступают место деревьям». Подробнее – см. справку.
Ветеран советского градостроительства, обычно консервативный ЛЕННИИПРОЕКТ, в данном конкурсе выступил с самым радикальным предложением разбить сквер между улицами Блохина и Яблочкова, для чего снести все здания, кроме объекта культурного наследия – доходного дома Кандаурова-Лытниковой, построенного в 1905 году в стиле модерн и расположенного на ул. Блохина, 12.
Комментируя итоги конкурса, Владимир Григорьев, председатель жюри, главный архитектор Петербурга, заметил, что большой набор разных идей приятно удивил судей. Они в свободной дискуссии выбрали, на их взгляд, лучшую концепцию.
По словам Стива Каддинса, представителя движения «Красивый Петербург» (городская общественность впервые была представлена в жюри), опросы жителей Петроградской стороны показывают, что народу нужны зеленые пространства, концепция СПбГАСУ лучше всего отвечает на этот запрос населения.
Член жюри Алексей Михайлов, зампредседателя КГИОП, посетовал ЛЕННИИПРОЕКТУ на радикальность в сносе целого квартала между улицами Яблочкова и Блохина, а победителю – на желание установить слишком современные для Александровского парка формы благоустройства.
На ближайшем заседании Совета по культурному наследию 6 июня будет рассматриваться проект реставрации «Мюзик-Холла», подготовленный КБ ВиПС. Возможно, эксперты обсудят и предложения по подземной парковке в Александровском парке, предложенные участниками конкурса.
Выставку концепций посмотрел Георгий Полтавченко, ему все понравились. Губернатор высказал идею построить подземный паркинг в Александровском саду на бюджетные средства.
По источникам, владельцы Сытного рынка обдумывают строительство полуподземного паркинга рядом с их торговым пространством на свои или привлеченные средства.
Владимир Григорьев резюмировал перспективы: будет правильно, если все участники продолжат работу. Инженерия лучше всего удалась КБ ВиПС – «Урбис», визуальные образы – «Инжтехнологии», креатив – СПбГАСУ. И куда мы без ЛЕННИИПРОЕКТА.
Вадим Шувалов
Радикальные предложения
Из проекта компании «Инжтехнология»
Этап III. Перенос зоопарка
Мысль о переносе зоопарка давно витает в воздушном пространстве Санкт-Петербурга. Зоопарк необходимо перенести и устроить на более удобных и просторных территориях. Высвободившееся пространство необходимо интегрировать в территорию Александровского парка.
Следующим решительным шагом по созданию единого паркового пространства в сердце города могло бы стать устройство под Кронверкской набережной, между Троицким и Биржевым мостами, автомобильного тоннеля. В результате набережная превратилась бы в единое пешеходное рекреационное пространство, объединяющее Александровский сад, Артиллерийский остров и Петропавловскую крепость, Петровскую набережную и Ватный остров.
В целях обеспечения беспрепятственного пешеходного маршрута от «Авроры» по Петровской набережной на запад представляется уместным устройство подземного перехода под Каменноостровским проспектом в продолжении Петровской набережной при съезде с Троицкого моста. Также подземный пешеходный переход необходим между Мытнинской набережной и Ватным островом при съезде с Биржевого моста.
Этап IV. Перемещение театров
Завершающим этапом по превращению территории Александровского парка в мечту могло бы стать перемещение зданий «Мюзик-Холла», Планетария, театра «Балтийский дом», кинотеатра «Великан» и здания бывшего Ортопедического клинического института. Используя богатый мировой и, в частности, московский опыт по перемещению и передвижке сооружений, существующие здания могли бы быть перемещены из Александровского парка на иные площадки (например, на территорию Адмиралтейских верфей). Имея в виду выполнение предыдущего этапа (этапа III), здания могут переместиться по бывшей территории зоопарка в сторону Невы и далее по Неве вниз по течению к Ново-Адмиралтейскому или Васильевскому острову.