Вместе с разносторонним художником Богорадом продолжаем напоминать народу его народные песни. Чтобы пел что надо, а не что получится. В этот раз напоминаем песню «Семь-сорок».
Понятно, что музыка у этой песни клезмерская, то есть еврейская. Но слова у нее совершенно русские. И вроде всё в «Семь-сорок» понятно, но исследователи так и не пришли к пониманию – про кого песня?
Сюжет простой: в 7.40 он подъедет – наш старый, наш славный одесский паровоз (иногда поют «агицын паровоз, но не будем вдаваться в детали).
Этот паровоз, понятно, не пустой приедет, а с вагонами, набитыми людьми, будто сеном воз.
Дальше по сюжету появляется некто неназванный, в тексте фигурирующий как «он» – он выйдет из вагона и двинет вдоль перрона. На голове у него роскошный котелок. Плюс большие зеленые глаза, в которых горит одесский огонек.
Уточнение в тексте дается: он не из Одессы. Но Фонтаны и Пересыпь ждут его к себе.
А потом происходит большой облом – 7.40 наступило. Часами всё отбило. А поезд не приехал. Нет его и всё.
То есть и человек в котелке с зелеными глазами не добрался до пункта назначения.
Но – оптимистично заверяют поющие – мы его дождемся, даже если он опоздает на целый год.
На этом сюжет заканчивается. Остается разобраться, что это за человек в котелке, которого все готовы так упорно ждать.
Если бы песня была написана сейчас, то сомнений бы не было – это Михаил Саакашвили, бывший губернатор Одессы, которого Порошенко лишил гражданства, но который прорвался-таки на Украину и теперь пытается ездить с пламенными речами по ее городам и весям, а нехорошие киевские власти чинят ему в этом препятствия.
Но текст у песни появился гораздо раньше. Поэтому некоторые считают, что она не про Саакашвили, а про сиониста Теодора Герцля, которого в Одессе ждали-ждали, но не дождались.
Пытливый художник Богорад пошел еще дальше. Он пропел «Семь-сорок» 17 раз про себя и 9 раз вслух и понял: это не про сиониста Герцля, а про ожидание второго пришествия. И таки да, в этот раз он будет в котелке и с зелеными глазами.
Но мы, простые исследователи песен, до таких высот осмысления подняться не смогли и поэтому считаем, что «Семь-сорок» – про плохую работу железных дорог в России даже в те годы, когда ею руководил такой незапятнанный связями с танцовщицами руководитель, как Николай Романов.
С.Б.