Главным событием недавнего координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области стало обнародование двумя вице-губернаторами – Эдуардом Батановым и Михаилом Москвиным – нового списка дорог и мостов, которые надо построить в двух регионах в ближайшие годы и которые требуют софинансирования из федеральной казны.
Список от Петербурга выглядит так:
- Реконструкция участка автомобильной дороги М-10 «Россия» (Московское шоссе). Протяженность – 15 км. Обозначена как развитие автодорожной инфраструктуры в составе участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
- Реконструкция автодороги А-180 «Нарва» от станции Лигово до Красного Села. Протяженность – 5,5 км. Здесь главное – развитие морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».
- Реконструкция Ропшинского шоссе на участке от Санкт-Петербургского шоссе до административной границы города со строительством транспортной развязки на пересечении с железной дорогой Ораниенбаумского направления. Протяженность – 2,5 км. Служит для развития порта «Бронка».
- Реконструкция путепровода на пр. Энгельса. Для развития транспортных связей промзоны «Парнас».
- Реконструкция пр. Энгельса от ул. Михаила Дудина до КАД. Протяженность – 3,2 км. Для тех же целей.
- Реконструкция путепроводной развязки с подключением улично-дорожной сети Кронштадта к КЗС и КАД. Для ликвидации пробок при въезде в город-спутник.
- Строительство путепроводов в створе ул. Юннатов. Снова для порта «Бронка».
- Строительство транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским пр. Создаст дубль перегруженного южного участка КАД.
- Магистраль М-49 на участке от Приморского шоссе до развязки с ЗСД со строительством развязки через железную дорогу Сестрорецкого направления. Протяженность – 1,8 км. Дубль северо-западного участка КАД.
- Строительство Южной широтной магистрали. 1-й этап, протяженностью 5,7 км. Для соединения Волхонского шоссе и Московского шоссе. Снова для разгрузки КАД.
- Строительство путепровода через железнодорожные пути Сосновоборского направления в створе Морской ул. и Дворцового проспекта в Ломоносове. Ликвидация переезда.
Суммарный объем финансирования всех 11 пунктов составляет 48,5 млрд рублей. Из них Петербург просит у федерального бюджета 17,9 млрд рублей.
Областной список тоже внушительный. Кроме двух первых пунктов, остальные призваны связать областные новостройки с Петербургом.
- Новый мост через реку Волхов на подъезде к Киришам.
- Новый мост через реку Свирь в Подпорожье.
- Обход Мурина и Ново-Девяткина справа как продолжение Пискаревского проспекта до трассы на Матоксу.
- Часть ВСД от границы с Петербургом до Мурманского шоссе.
- Реконструкция участка дороги «КАД – Колтуши».
- Новый подъезд к Всеволожску от КАД с юга со стороны Янина.
- Подъезд к КАД от трассы М 11 «Нарва» как дальний обход Красного Села.
- Дорога от КАД до трассы на Матоксу как связь города и области после создания ТПУ «Девяткино».
Область оценила затраты на все проекты в 43 млрд рублей и попросила у федералов 40 процентов.
«Проекты нужные, но есть и более необходимые»
Илья Резников эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника»:
– На первый взгляд, в списках нет ничего ненужного, но как только мы спрашиваем себя: а есть ли что-то более необходимое, – возникает много вопросов. Почему именно сейчас нужно построить развязку на пересечении Дунайского проспекта и Московского шоссе, настойчиво предлагаемую городом? По моему мнению, основная проблема на этом перекрестке была решена еще тогда, когда построили КАД от Московского до Пулковского шоссе, а также Витебский проспект довели до Шушар. Проблемных перекрестков подобных этому в городе и на его стыке с Ленобластью – масса. Так почему выбрали именно этот?
Или – предлагают реконструировать участок проспекта Энгельса вместе с путепроводом в районе Парнаса. Нужное дело? Да, нужное. Но вопрос в том, куда упрется поток автомобилей, следующий с расширенного путепровода при движении на юг. Ответ – он упрется в не менее проблемный соседний перекресток Энгельса и Просвещения.
Есть и некоторые прямые противоречия. Область предлагает строительство прямой связи Таллинского шоссе с КАДом по своей территории (глубокий обход Горелова и Красного Села) – логичное решение. Город параллельно предлагает реконструировать основное направление Таллинского шоссе внутри Горелова и Красного Села. Причем обоснования оба субъекта выдвигают похожие – нужно улучшить выезд в направлении Эстонии и порта Усть-Луга. Если так – то это прямое дублирование. Хотя город мог бы заявить приоритетным не логистику, а необходимость улучшения транспортной ситуации внутри Горелова и Красного Села, что нужно не транзитным грузовикам, а жителям этих мест.
Если говорить о списке области, то однозначно правильные мероприятия – реконструкция Колтушского шоссе и дополнительная дорога к южной части Всеволожска.
Два моста (через Свирь и через Волхов) – не про развитие, они вынужденные, пусть и важные.
Восточный обход Мурина и Девяткина в створе Пискаревского проспекта – хороший проект, только город со своей стороны «забыл» о необходимости как-то реконструировать пересечение Пискаревского проспекта и улицы Руставели, без которого эта магистраль остается «недоделанной».
Область предлагает западный обход Мурина в створе Гражданского проспекта. Нужный проект. Только он не обеспечивает связи Мурина с Петербургом (только с КАД). Город по-прежнему считает, что прямая связь с Мурино будет губительной для Гражданского проспекта (и скорее, прав в этом), но и альтернатив тут не предложено.
Вывод ВСД в Ленобласть и связь этой магистрали с Мурманским и Колтушским шоссе. Планы по строительству ВСД пока остаются планами, и денег на эту петербургскую «супермагистраль» не спешат дать ни федералы, ни частные инвесторы. Можно спорить о том, нужен ли городу именно ВСД, а не какие-то альтернативные проекты. Но область уже нацелилась именно на этот проект.
На мой взгляд, в первую очередь необходимо развивать общественный транспорт, потому что его провозная способность может быть даже выше, чем у скоростных автодорог, и при ежедневных поездках именно им пользуется большинство населения города и пригородов.
Наиболее очевидные проекты в таком случае могут быть: строительство метро в Кудрове (с электродепо для 4-й линии) и на юго-запад Петербурга; строительство трамвайных линий в Западное Мурино, Бугры, «Северную Долину» и интеграция их в трамвайную сеть города; строительство трамвая в Колпине с его подключением к трамвайной сети Купчина.
Всё перечисленное не означает, что нужно перестать финансировать строительство улиц и дорог, но логика этого строительства должна быть подчинена необходимости развития общественного транспорта.

Новая застройка Мурино – попасть на КАД нелегко
Маленькая, но скандальная дорога на границе регионов
Оптимисты ожидали, что «на полях» координационного совета будет обсуждаться конфликтная ситуация между жителями областного ЖК «Новое Мурино» и городского «Новая Охта». Они «пристыкованы» друг к другу вдоль границы двух регионов. Сейчас областные жители попадают на КАД и в Петербург по «временной технологической дороге» через пока не построенную городскую школу; эта дорога была создана строителями ЖК «Новое Мурино» для своих целей и должна была быть демонтирована. Горожане протестуют и жалуются во все инстанции.

Спорные дороги. Источник: Яндекс.Карты и Фонтанка. Ру
Но никакой новой информации о прогрессе в переговорах, которые ранее уже зашли в тупик, не появилось. Город и область по-прежнему не могут договориться о варианте, который бы устроил все стороны.
Илья Резников, эксперт института «Урбаника», проблему с ЖК «Новое Мурино» видит так:
– Действительно, огромный микрорайон был построен практически без нормальной транспортной схемы и выездов. Фактически он расположен «на задах» деревни, между старой усадебной застройкой и границей Петербурга.
К ЖК «Новое Мурино» подходит Садовая улица деревни Мурино, которая соединяет его напрямую с Токсовским шоссе. Улицу эту недавно реконструировали, положили на ней асфальт, построили тротуар, с Токсовским шоссе сделан нормальный перекресток со светофором и возможностью выехать с нее в сторону города. Только ЖК «Новое Мурино» отгорожен от этой улицы забором. Да, конечно, Садовая улица узковата, идет через усадебную застройку и т.д. Но она могла бы быть и односторонней, позволяя жителям Нового Мурина добираться в город. Именно такой вариант и предложил Петербург администрации Ленобласти совсем недавно, что вполне логично.
Область же тогда хотела договориться с городом о подключении Нового Мурина к аллее Евгения Шварца. От дальних корпусов ЖК до аллеи Евгения Шварца менее 100 метров. Только аллея эта пока не построена, тогда как подсоединить ЖК к Садовой улице деревни Мурино можно хоть завтра.
На мой взгляд, в итоге должны быть оба выезда – через Садовую улицу на Токсовское шоссе и на аллею Евгения Шварца в «Новую Охту».
Вадим Шувалов