Петербург лишился 8 тысяч парковочных мест в центре города

О, черт, не заметил «чет-нечет»! – поздно будет обращаться с таким оправданием к инспектору ГИБДД, если вы вдруг оставите свою машину с утра на улице, где недавно появились знаки, запрещающие стоянку по четным/нечетным числам. Проект установки таких знаков, инициированный Смольным в период борьбы со снегопадами, весной получил неожиданное развитие. План по знакам выполнен и даже перевыполнен.

           Как известно, этой зимой власти Петербурга поняли, что убирать снег им категорически мешают припаркованные автомобили. Появилось инициированное губернатором распоряжение Комитета по транспорту, запрещавшее остановку и стоянку машин по нечетным числам месяца по нечетной стороне улиц, а по четным числам – по четной. Оно вступило в силу 13 января и должно было действовать по 12 февраля. Но к этому сроку снег убрать не успели, поэтому временное ограничение несколько раз продлевали. Последний раз – до 1 марта. Петербургские автомобилисты, в основной своей массе, порядку не подчинились, а штрафовать их за это только на основании  распоряжения городского комитета ГИБДД не могла, поскольку ПДД  автомобилисты не нарушали.   Приходилось убирать машины при помощи эвакуаторов.

Председатель КБДХ Борис Мурашев как будто знал, что с автомобилистами будут проблемы, и уже 10 февраля предложил установить на 200 улицах Петербурга дорожные знаки “чет-нечет”. КБДХ разработал адресную программу. Ее подкорректировали Комитет по транспорту и ГИБДД. Заказчиком стал Комитет по транспорту, а исполнителем назначили ГУ ДОДД (Дирекция по организации дорожного движения).
– В основном выбирались узкие улицы в центре города, – пояснила пресс-секретарь КБДХ Карина Таукенова.

Основная цель программы – освободить улицы для уборки от снега. Правда, лично мне казалось, что снег убирают ночью, а улицы в центре заставляются машинами преимущественно днем. Безответственными служащими, приезжающими на работу в центр не на метро.
– Теперь снег убирается не только ночью, – не согласилась со мной Карина Таукенова.
Это, наверно, все петербуржцы успели заменить, но воспринимали дневную уборку как авральную ситуацию.

Но теперь уже ни аврала, ни снега нет, а знаки, запрещающую парковку, вовсю ставятся. До сих пор оставалось интригой, сколько именно знаков будет установлено. Почему-то многие петербуржцы считали, что 200 – по числу улиц. Но чем так работать, лучше вообще не работать. План перевыполнили. И намного.

Как сообщила нам пресс-служба ГУ ДОДД, к 1 апреля 2009 года на 204 улицах в четырех районах Петербурга – Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном и Петроградском –  установлено 1678 новеньких знаков “чет-нечет”. Это рекорд для Петербурга и настоящая революция в дорожном движении. Хотя знак “чет-нечет” был утвержден Правилами дорожного движения достаточно давно, до начала 2010 года в городе на Неве было всего лишь 160 таких знаков.

Сейчас идет госприемка установленных  знаков – проверяется соответствие ПДД и разработанным схемам. Может показаться странным: зачем проверять, если все с ГИБДД заранее согласовано? Тем не менее, несоответствие установленных знаков ПДД встречается. Так, знак по адресу: Лермонтовский пр., 18 (угол с Садовой улицей) установлен на уровне холки собаки служебных пород. Можно и не увидеть за впереди идущей машиной.

 – Когда знак устанавливали,  лежал снег, поэтому знак казался установленным на уровне ниже гостовского – 2 метра, подрядчикам сейчас выдаются  замечания, которые будут устранены, – пояснила Мила-Мария Горячева из ГУ ДОДД.
По нашим наблюдениями, одна пара знаков “чет-нечет” разнесена на улицах по крайней мере метров на 50 – 100, т.е. минимум на 10 корпусов легковых машин. Таким образом, по самым скромным оценкам, Петербург лишился 800 (1600 знаков поделить на два, поскольку знаки действуют попеременно) х 10 = 8000 парковочных мест в центре города. Куда теперь денутся все эти машины? На этот вопрос ни КБДХ, ни Комитет по транспорту, ни ГУ ДОДД не смогли ответить.

Но план развития перехватывающих парковок дает понять, что машины должны остаться за пределами исторического центра.  Сейчас работает 5 перехваток – у станций метро “Площадь Александра Невского-1”,  “Ладожская”, “Волковская”, “Проспект Просвещения” и “Академическая”. В 2010 году планируется открыть еще 8. Правда, затраты расписаны  пока только на две,  у метро “Ленинский проспект” и “Обухово”  – 43 млн руб. Но ничего. Удалось же увеличить число знаков “чет-нечет” в 10 раз за какой-то месяц, хотя заранее в бюджете-2010 средств на это не было заложено.

Каков положительный эффект от всего этого? Отзывы КБДХ очень даже положительные – по оценкам комитета, значительно облегчилась уборка улиц в центре города, особенно в Центральном районе. За счет чего это произошло, пока совершенно непонятно, так как подавляющее большинство автомобилистов эти знаки не соблюдают.

Это пока ГИБДД не успевает отрабатывать вновь открывшиеся возможности. Но это не важно. Главное, чтоб возможности были. Они появились. И будут расширяться. Вышло распоряжение губернатора, по которому в срок до 1 ноября  2010 года знаками “чет-нечет”  будут оборудованы все основные магистрали  города, где затруднена уборка территорий. Точное число пока не сообщается.

Если вам все-таки не нравится столь успешно осуществляемая программа, воспользуйтесь рецептом одного из самых великих режиссеров. Если под знаком “чет-нечет” вас застукает инспектор, процитируйте ему Сергея Михайловича Эйзенштейна, написавшего целый трактат по этому поводу: “…Нечетное содержит и выделяет из себя Четное, которое есть лишь внешнее двухстороннее (правое и левое, Инь и Ян) проявление Нечетного”. Инспектор поймет и простит.                 

Комментарий

Александр ХОЛОДОВ, глава петербургского отделения Комитета по защите прав автомобилистов:

– За нарушение знака “парковка по четным/нечетным дням” предусмотрено наказание – предупреждение или 300 рублей, как за обычное нарушение правил остановки и стоянки. Еще возможна принудительная эвакуация, но сейчас она проводится за счет города.
Были попытки привлечь таких нарушителей к ответственности не по административному кодексу, а по закону Петербурга о правонарушениях в сфере благоустройства. Здесь штраф гораздо больше – пять тысяч. Но я не считаю это правильным, поскольку нельзя смешивать разные законы. Мы дожидаемся, когда автовладелец проиграет свое дело в административной комиссии, и тогда, возможно, обратимся в суд.

Кстати

На улицах, оборудованных  знаками “парковка по четным/нечетным дням”, разрешено ставить автомобили на обеих сторонах улицы с 19 до 21 часа – это время предусмотрено ПДД для перестановки транспортных средств с одной стороны на другую.