Петербург спасет только быстрый переход к полицентризму

Архитектор Михаил Кондиайн считает, что надо формировать новые центры Петербурга.

 

Петербург – третий в Европе по количеству жителей. В 2018 году официальное население составляло 5 351 935 человек. Плюс незарегистрированные мигранты, число которых, по разным оценкам, колеблется между 500 тысячами и миллионом. Большинство из этих 6 миллионов где-то работают. В среднем житель нашего города тратит на дорогу около двух часов в день.  Ждет ли Петербург судьба Токио,  в котором 15 миллионов проводят в дороге четыре часа в день?

Заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», лауреат Государственной премии России и Премии Правительства РФ, член Градостроительного совета СПб архитектор Михаил Кондиайн считает, что единственный выход – это полицентрическая модель развития города.

Плотность населения

 

– Чем вам не нравится моноцентрическая модель, по которой сегодня развивается большинство городов?

– Как и тысячи других городов, Петербург создавался моноцентрическим, с единым центром. И до недавнего времени эта модель была жизнеспособной. Но все меняется, город растет, и новые районы уже перешагивают за КАД, в Ленинградскую область. Создается агломерация, в которой по-прежнему эксплуатируются инфраструктура и рабочие места исторического центра Петербурга.

В XVIII и XIX  веках сформировалась парадная, центральная часть города, в которой были расположены дворцы и дома знати. Ее окружали склады и мануфактуры, вокруг которых располагались поселения, где жили рабочие. И они ходили на фабрики пешком.

После революции город вырвался за это кольцо, началось строительство новых жилых районов. Сейчас планируется строительство десятков миллионов квадратных метров жилья в границах Петербурга и на территории Ленинградской области. Если эта тенденция сохранится, через 30–40 лет город поглотит огромные территории, в которые войдут города-спутники, дачные и коттеджные поселки, сельскохозяйственные угодья, зоны отдыха… Возникнет крупный мегаполис, однообразно плотно застроенный спальными районами. При этом люди по-прежнему будут ездить на работу в центральную часть Петербурга, как это делают сейчас жители не только спальных районов, но и Зеленогорска, Петергофа, Пушкина, Кировска…

Сейчас в историческом центре живут 15 процентов, а работают более 40 процентов жителей всей агломерации. Возникает маятниковая миграция – миллионы людей утром едут в центр города, а вечером возвращаются домой. Это создает огромную нагрузку на транспортную инфраструктуру. Маятниковая миграция высасывает колоссальные ресурсы общества: время, здоровье, деньги, энергоносители. Она заставляет бесконечно наращивать транспортную инфраструктуру, ухудшает экологию, приводит к переполненности центра транспортом и образованию пробок. В этом участвуют теперь и дети, которых родители возят в престижные школы.

Ограничения на въезд в центр и дорогие платные парковки не решат эту проблему. Широко распространено мнение, что надо пересадить всех с личного транспорта на общественный, но пассажиропотоки и затраты людей на эти поездки не уменьшатся и пробки никуда не денутся, если не устранить саму причину этих проблем – концентрацию рабочих мест в центральных районах города.

Если ничего не предпринимать, жизнь в Петербурге со временем может превратиться в антиутопию из фантастического фильма про будущее. Мы постепенно придем к модели Токио. Транспорт этого города представляет собой сложную систему с многоуровневыми станциями, где пересекаются все виды наземного, подземного и надземного транспорта. Пассажиры ориентируются в этом переплетении с помощью 3D-навигаторов. Люди работают по 10–12 часов и тратят на дорогу до четырех часов в день, не успевают отдыхать, испытывают постоянный стресс. Растет количество самоубийств, потому что не все могут выдержать такое напряжение.

– И как вырваться из этого замкнутого круга?

– Альтернативой моноцентрическому развитию может стать полицентризм. Это означает превращение городов-спутников и крупных поселений в полноценные, самодостаточные центры цивилизации, а не удаленные ущербные придатки мегаполиса.

Россия отличается от европейских стран тем, что у нее есть огромные территории, а населенные пункты находятся на большом расстоянии друг от друга. Но наша страна не может развиваться по схеме, в которой есть два, три или даже 10 мегаполисов, как  Москва и Петербург. Главная цель сегодняшней концепции пространственного развития Российской Федерации –  это инвестиции в несколько самых крупных развитых городов. Но мы при этом забываем про тысячи маленьких городов и крупных поселков, где тоже живут люди. Реализация этой концепции приведет к тому, что жители этих городов и поселков будут переселяться в крупные города, которые постепенно превратятся в мегаполисы. А вся остальная территория России будет опустошаться.

Сквозной принцип полицентризма состоит в том, что все центры, расположенные вокруг крупных городов, все города и поселки становятся полноценными жилыми образованиями, связанными между собой и центром. При этом каждый из этих локальных центров обогащает общую структуру, в каждом развивается культура, спорт, образование, возникают рабочие места.

Формирование кольцевых связей вокруг исторического центра

Самое главное – создать в каждом крупном населенном пункте достаточное количество рабочих мест для людей с разной специализацией и образованием. Это необходимо для того, чтобы исключить умирание городов, когда останавливается единственное градообразующее производство, как это произошло с Детройтом – столицей американского автомобилестроения. В каждом городе или крупном поселении надо находить точки роста, делать их привлекательными для деловой и социальной активности, насыщать объектами культуры, отдыха, обслуживания, образования. Если человек живет в городе или поселке, в котором есть все необходимое – от работы до объектов культуры, медицинской помощи и образования, и он идет на работу пешком или едет две остановки на трамвае, то меняется вся модель. Жизнь каждого человек в отдельности и общества в целом становится более здоровой.

– Петербурге – не поселок.

– В крупных спальных районах Петербурга также должны формироваться локальные центры, чтобы люди могли удовлетворить свои ежедневные потребности, включая работу, в своем районе. Тогда они не будут тратить годы жизни на ежедневные поездки в центр или на другой конец города. Можно создать систему льгот при трудоустройстве рядом с домом. Крупные компании, проектные и научные центры могли бы открывать свои филиалы в разных районах города. В Европе почти в каждом небольшом городе можно встретить филиалы компаний  Siemens, Sony, Samsung.

Нужно расширять перечень профессий, допускающих работу на дому. В Китае, например, активно развивается система домашних офисов для тех, кто работает за компьютером (целые новые районы Soho New City в Шанхае).

– Есть в мире примеры городов, развивающихся по полицентрической модели?

– Я не знаю чистых моделей полицентризма. Похожую структуру пытается выстроить Хельсинки. Дело в том, что на Западе очень сильны рыночные отношения, а свободный рынок сам никогда не придет к полицентрической модели. Здесь нужна регулирующая роль государства. Интересы бизнеса должны прийти в соответствие с интересами общества. Если не направлять градостроительство в правильном направлении, то будет строиться только ничем не обеспеченное жилье. Детский сад и школа – это еще не все, человеку нужно несравнимо больше.

– Реновация промышленного пояса Петербурга – это возможность для создания новых центров?

– Расположенный между историческим центром и спальными районами промышленный пояс – это не просто огромная территория для строительства новых жилых районов. Это шанс исправить структуру города и решить накопившиеся проблемы. К сожалению, уже идет застройка ряда участков и запланировано возведение еще около 16 миллионов квадратных метров жилья без всякой градостроительной идеологии и стратегии. Надо менять взгляд на промышленный пояс, пока еще не поздно.

Существует множество примеров крупных проектов реконструкции промышленных зон – в Финляндии, США, Германии. Один из самых удачных примеров – это Докленд в Гамбурге (Hafen City). В 1999 году был проведен градостроительный конкурс на реновацию территории торгового порта. И вот уже 15 лет идет реализация проекта-победителя. Появляется комфортная, многообразная и масштабная человеку жилая среда.

Варианты размещения новых городских центров притяжения

– Что нужно сделать в первую очередь?

– Необходимо найти такие узловые места, развитие которых дает импульс к изменению прилегающих территорий серого пояса и улучшению качества жизни в соседних спальных районах. В них должны быть зарезервированы территории для строительства новых городских центров.

Вокруг исторического ядра может появиться несколько таких центров, меняющих пассажиропотоки и снимающих транспортную нагрузку с центральных районов.

В историческом центре важнее развивать функции эпизодического спроса – культуры и туризма.

Новые центры притяжения в сером поясе (в том числе в его южной части)

Полицентрическая модель предполагает изменение транспортного каркаса?

– Новая задача – это устройство рокадных и кольцевых связей, которые бы соединяли между собой новые центры. Чтобы из Московского района можно было ехать на работу в Озерки, не заезжая в центр города. Есть несколько элементов, которые надо достроить, и в результате получаются полукольца, окружающие центр и связывающие жилые районы между собой. В случае соединения разрозненных участков улиц – В. Алексеева, Благодатной, Салова, Б. Смоленского проспекта и строительства моста в створе ул. Коллонтай – можно получить полноценный городской дублер нового Восточного диаметра. Строительство еще одного моста в самом узком месте устья Невы с Галерного острова в створе Кожевенной линии позволит организовать дублер ЗСД и связать западные территории Васильевского острова с центральными районами материка и юго-западом.

На пересечении выездных и кольцевых магистралей, особенно в сочетании со станциями метро и городских железных дорог, должны возникнуть транспортные пересадочные узлы с перехватывающими автостоянками, которые постепенно превратятся в точки роста новых центров притяжения. Начнется естественный процесс освобождения территорий промышленных предприятий, складов, автопарков. На их месте появятся жилые районы, новые наукоемкие производства и общественные центры. Часть рабочих мест может переехать из центра города в более доступные с точки зрения транспорта предприятия и бизнес-центры серого пояса. Одновременно здесь могут появиться объекты, которые уже невозможно построить в спальных районах города, – новые деловые, научные и образовательные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, стадионы, больницы. Существующие предприятия нужно реконструировать с учетом новых экологических нормативов, тогда высокотехнологичная промышленность сможет соседствовать с жилыми кварталами. Переносить из серого пояса имеет смысл только вредные химические производства.

И последнее. На территории промышленного пояса должны быть разбиты парки, общественные сады и бульвары, которые так необходимы петербуржцам. В них можно заложить и сеть велодорожек.

Пример возможной организации системы зеленых пространств в южной части серого пояса

Я уверен, что комплекс таких мероприятий приведет к радикальному изменению пассажиропотоков, улучшению жилой среды и качества жизни в Петербурге и всех центрах агломерации.

Серый пояс – надежда Петербурга. Либо мы его застроим сплошным жильем, что еще больше обострит существующие проблемы, либо используем этот шанс и превратим наш город в один из лучших примеров современного градостроительства.

– На каком уровне надо принимать решения о переходе к полицентрической модели и за какое время ее можно реализовать?

– Разворот будет долгим. Сегодня надо не только обсуждать эту проблему, но и начинать что-то делать. Специалисты разных дисциплин, связанных с градостроительством, включая социологов и экономистов, должны вместе начать разработку программы. Следующий шаг – утверждение такой программы Правительством РФ. Решение о переходе на полицентрическую модель должен принимать федеральный центр. Сделать это на уровне города практически нереально, поскольку потребуются принципиальные изменения в градостроительных нормативах и законодательстве.

Полицентрическая модель петербургской агломерации с зеленым защитным поясом

Я попробовал составить своеобразную дорожную карту, включающую семь шагов.

  1. Поручение Комитету по архитектуре и градостроительству возглавить разработку Программы перехода к полицентрическому развитию петербургской агломерации с привлечением широкого круга специалистов в области градостроительства, экономики, социологии, транспорта и т.п.
  2. Организация широкого общественного обсуждения Программы.
  3. Согласование Программы с Правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  4. Утверждение Программы (на федеральном уровне).
  5. Разработка предложений и внесение необходимых изменений в градостроительный кодекс и нормативную базу.
  6. Выявление первоочередных территорий для резервирования под будущие магистрали, развязки, пересадочные узлы, общественные центры, сады и парки.
  7. Разработка градостроительной документации для Петербурга и городов агломерации.

 

Елена Шульгина