Петербургских детей учат «договариваться» с ГИБДД

С подачи президента в стране развернута кампания по борьбе с коррупцией. Юным петербуржцам хотят рассказывать о вреде взяток уже с первого класса. Детей учат не «договариваться» с ГИБДД и следить за школьным фондом. Павликов Морозовых обещают не воспитывать.

           Специальные антикоррупционные пособия для учителей о том, как рассказывать детям про взятки, специалисты Академии постдипломного педагогического образования подготовили еще в прошлом году. Но во многих школах о спецпрограмме ничего не слышали. Ее внедряют постепенно. Но, видимо, массово уроки антимздоимства начнутся с будущего учебного года.

– Мы прекрасно понимаем, что коррупция неискоренима в обществе, как алкоголизм или курение, – сразу же оговаривается составитель одного из учебных пособий доцент кафедры социально-гуманитарного образования Ольга Журавлева, – но нужно формировать нравственные оценки, объяснять, что это плохо, а то пока еще дети сами разберутся…

В академии разработано несколько вариантов антикоррупционного обучения. О взятках педагоги могут рассказывать на уроках истории или правоведения, могут отдавать под это классные часы, а заодно проводить воспитательные беседы с родителями. Либо можно ввести целый школьный курс. Благо по новым образовательным стандартам директора школ вольны менять учебные программы. И если уж учат детей основам религии, то почему бы не потратить еще час в неделю на взятки, откаты и “спасибо в конверте”.
– Заставить школы заниматься антикоррупционным образованием никто не может. Это не обязательный предмет. Но, насколько я знаю, полпредство регулярно просит с учебных заведений отчеты об антикоррупционной деятельности, – говорит Ольга Журавлева.

Программа воспитания честных граждан разработана по заказу Комитета по образованию для всех школьников – с 1 по 11 классы. Год за годом детям должны напоминать о вреде мздоимства, рассказывать историю борьбы с коррупцией и знакомить с действующими законами. В начальной школе, например, предлагается делать упор на соблюдение установленных правил, отказ от угроз и подкупа дежурного по классу. А окончание урока раньше звонка за хорошее поведение учеников так же должно считаться нарушением порядка, как и дача взятки.

– Дети постарше могут написать реферат о коррупции в школе или взять интервью на эту тему у директора, – рекомендует Журавлева.
Ближе к выпускным экзаменам предлагается сыграть в “приемную комиссию”. По замыслу авторов антикорупционной программы, члены “комиссии” должны провоцировать “абитуриентов” на дачу взятки, а побеждает в игре тот, кто сможет договориться с “комиссией” без подкупа. Кто побеждает в реальности, школьники смогут выяснить спустя несколько месяцев при реальном поступлении в вуз или сдаче ЕГЭ.

 – Никаких Павликов Морозовых мы воспитывать не собираемся, но если ребенок скажет родителям о том, что давать и брать взятки – это плохо, хуже не будет, – уверена Журавлева.

Однако критиков нового курса беспокоит, как дети перенесут столкновение реальности и школьной теории.

– Эта учебная программа исходит из того, что антикоррупционное мировоззрение надо формировать у человека с младых ногтей. Но мне кажется, что оно формируется не на основе теоретических знаний, полученных в классе на уроке, а на основе личного опыта, – считает директор 166-й гимназии, лучший учитель России 2003 года Игорь Карачевцев. – Когда ребенок видит, что окружающие его люди, родители, учителя не дают и не берут взяток, тогда и он понимает, что этого делать нельзя. А если на уроках он слышит одно, а в жизни видит другое, то это породит в нем только отторжение антикоррупционного воспитания.

Педагог уверен, что вводить подобный отдельный урок не нужно еще и потому, что сами школьники с коррупцией сталкиваются редко, большинство из них все же далеки от этой проблемы. Они еще не работают, за них рассчитываются родители.
– Просто не получится мотивировать детей к изучении этой темы. Такой урок не даст положительного эффекта. Он и отрицательного не даст. Эффекта вообще не будет, – полагает Карачевцев. – У нас уже много было таких предметов-однодневок, которые побыли немного в программе и с течением времени сошли на нет.