Петербуржцы чаще всего устраивают пьяные дебоши на рейсах в Турцию и Египет

Министерство внутренних дел недавно предложило ввести сухой закон в самолетах — запретить употреблять алкоголь во время полета, а также не допускать на борт пьяных пассажиров. Это должно уменьшить количество дебошей в воздухе. А страх перед полетом, считают правоохранители, можно заглушить и валерьянкой. О том, что вытворяют на борту пьяные петербуржцы и что им за это бывает рассказали в авиакомпании «Россия».

    Выпили на 10 тысяч долларов

Два года назад трое петербуржцев устроили дебош на борту самолета, летевшего в Турцию. Один по пьяному делу стал приставать к чужой девушке, ее парень обиделся, началась драка, подключился друг пристававшего. Потасовку не смогли остановить ни бортпроводники, ни другие пассажиры. Экипаж уже над Минском принял решение вернуться обратно в Петербург.

— На моей памяти это был единственный случай, когда за подобное поведение нарушителю дали 10 суток ареста, двум другим выписали штрафы, — говорит начальник комплекса авиационной безопасности ГТК “Россия” Денис Муравьев.

В авиакомпании считают, что нужно срочно ужесточать ответственность за пьяные выходки в самолетах. Пока что все нарушения на борту квалифицируются по статьям Уголовного или Административного кодекса так же, как на земле. Только одно дело бегать, громко материться и лезть в драку на улице, и совсем другое — в самолете, летящем со скоростью 850 километров в час на высоте 10–11 тысяч метров. Риск для жизни самого хулигана и всех окружающих несравним.

— И до сих пор мы судимся с той троицей, — отметил Денис Муравьев. — Пытаемся добиться возмещения убытков, которые понесла компания в результате возвращения самолета — потраченное топливо, аэропортовые и навигационные сборы. Речь идет о десятках тысяч долларов!

Этот случай для российских компаний уникальный. Обычно нарушители отделываются лишь штрафом в 100 рублей за неподчинение требованиям командира самолета, а также административным штрафом — до 1000 рублей.

     Черные списки ЕС

В 2007 году в самолетах и аэропортах России 245 человек были задержаны за хулиганство и еще 483 — за распитие спиртных напитков и нахождение в алкогольном опьянении. А в первом квартале 2008-го по тем же статьям было соответственно по 126 и 128 нарушителей. В ГТК “Россия” своя статистика. В прошлом году в самолетах авиакомпании произошло 40 пьяных инцидентов. И еще около 40 пассажирам не разрешили подняться на борт по “алкогольным показаниям”.

— Трезвых дебоширов — единицы, — констатирует Муравьев.

Года три назад Ространснадзор предлагал авиакомпаниям создать “черный список” злоупотребляющих в полете граждан и не продавать им билеты. Но такие меры незаконны.

Зато можно попасть в “черные списки” ЕС. За любое правонарушение на территории Евросоюза, в том числе и в самолетах и аэропортах, иностранцы могут в дальнейшем не получить визу на въезд в страны Еврозоны.

— У нас такой случай был в Нидерландах, когда пришлось сдавать местным полицейским двух наших пьяных, — вспоминает начальник комплекса безопасности. — Потом у них были проблемы с визами.

По нормам международного законодательства за преступления во время полета виновник судится не на родине, а в стране прилета. А во многих странах законы не в пример строже наших, а штрафы — значительно выше, могут достигать 3000–5000 евро. А то и вовсе можно провести весь отдых за границей не на пляже, а в тюрьме.

— В Египте одного нашего отдыхающего на 10 суток отправили за решетку. А их тюрьма пострашнее нашей будет, — предупреждает Денис Муравьев.

    “За державу обидно”

Начальник комплекса безопасности вспомнил про Египет не зря. Страны дешевого отдыха (кроме Египта, это еще и Турция) считаются самыми “пьющими” авианаправлениями. Также дурная слава закрепилась и за дальнемагистральными рейсами — к пляжам Пхукета или Шри-Ланки. Кроме того, периодически срывы случаются у пассажиров, летящих в страны Азии: Казахстан (Астана, Алма-Ата), Киргизию (Бишкек) и Узбекистан (Ташкент).

— Если бы в каждом городе был магазин дьюти-фри, русским Египет был бы не нужен, — шутит Муравьев.

Петербуржцы часто запасаются дешевым алкоголем в Пулково на все время отпуска за границей, и многие порываются начать употреблять его уже в самолете. Однако по правилам авиакомпании это запрещено. Пассажиры могут пить только спиртное, предлагаемое бортпроводниками. Это позволяет хоть как-то контролировать процесс. Ведь нужно понимать, что сто грамм на земле и в воздухе усваиваются совершено по-разному. Сказываются стрессы, пережитые в аэропорту, скудная закуска, а главное — пониженное давление. В таких условиях алкоголь впитывается в кровь быстрее.

Но отказываться от горячительных напитков на борту полностью многие авиакомпании не желают. Ведь вино, коньяк, водка — это уже неотъемлемый элемент сервиса, комфорта. А потом туристы навеселе достаются зарубежным полицейским и врачам.

— За державу обидно, — печалится Денис Муравьев. — Самолеты в Европу утром прилетают, а с борта люди выходят — шумят, кричат. Все на наших озираются.    

Елена Михина

_________________________________________________________
  КСТАТИ: 

 
Трезвые опаснее пьяных

30 процентов людей страдают аэрофобией — боязнью полетов. И для многих из них алкоголь — единственный способ справиться с паникой на борту. Можно, конечно, как глава Северной Кореи, всю жизнь путешествовать исключитесь наземным или водным транспортом. Или обратиться к психологам за помощью. Однако напиться и уснуть пока что остается самым действенным народным методом борьбы с этим недугом. Специалисты советуют в лечебных целях принимать на борту грамм 150 конька, дамам можно бокал красного вина. Обычно этого достаточно, чтобы расслабиться и задремать. Пить больше опасно. Может произойти обратный эффект, тревога только усилится. И тогда любой раздражитель может спровоцировать ответную, зачастую неадекватную реакцию, а это уже и есть пьяный дебош на борту.

Однако случаются у пассажиров и приступы трезвого буйства. От страха невротики прямо в воздухе пытаются выйти из самолета. Если таких быстро не угомонить, нервничать начинает весь салон. Буквально четыре месяца назад “Аэрофлот” вынужден был перенести вылет из Красноярска в Москву из-за чересчур мнительного клиента. Мужчине еще при посадке показалось, что дымится крыло самолета, и он поднял панику. Другие пассажиры ему поверили и потребовали другой самолет. На самом деле от крыла просто шел пар.

Фанаты — кошмар экипажей

Одни из самых проблематичных рейсов для пилотов и стюардов — чартеры для футбольных болельщиков. Эта публика абсолютно невменяема и правила поведения на борту соблюдать совершено не хочет. Они пьют, когда летят на игру, чтобы игрокам сопутствовала удача, и по пути с матча, обмывая победу или заглушая боль поражения. Известно, что, когда фанаты едут в метро, они любят раскачивать вагоны поезда. Рассказывают, что однажды группа болельщиков перепутала метро с самолетом и начала раскачивать лайнер прямо в воздухе. Привести самолет в состояние равновесия бортпроводникам удалось, только применив к нетрезвым фанатам грубую физическую силу.