Русский музей показывает рядом со скульптурами из Летнего сада (про них – тут), изобразительную мифологию о Петре I, созданную после его смерти и до начала ХХ века. Проект называется «И мореплаватель, и плотник».
Там много занятных картин, не претендующих на звание шедевров, а потому чрезвычайно редко выставляемых. Когда еще увидишь полотно Карла Штейбена «Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов» (1830). Или картину Ивана Карманова «Усмирение раскольничьего бунта Петром I» (1847).
Только специалисты по Репину знают, что у него есть картина «Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор города Москвы и зачисление молодых сокольников в потешные» (1900). Этот эпизод показывает, что Петр не любил охоту. А когда узнал, что на казенном коште живут 300 мужиков, велел перевести их на военную службу. Петру было 19 лет, поэтому его войско называлось «потешным».
Архитектор Александр Брюллов изобразил акварелью себя с Петром I в Саардамском доме (1828-1829). Каждый одет по моде своего времени.
Выбор “Города 812”
Мари-Анн Коло. Петр. 1767. По этой бронзовой модели отливалась голова для «Медного всадника».
Марк Антокольский. «Петр I на ботике». Серебро. (1890-е). Скульптура заказана автору к 200-летию ВМФ, которое отмечалось в 1896 году.
Алексей Боголюбов. «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве» (1872). Художник изобразил и себя на набережной за работой. Важная деталь – электрический столб с многочисленными проводами. На тот момент электрического освещения еще не было, придумали только электрический телеграф. До лампочки Томаса Эдисона оставалось 9 лет.
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». (1870). Суриков только приехал из Сибири и поступил в Академию художеств. Эта картина – его первая работа в стенах Академии.
В.Ш.