Плавники на колесах

В Петербурге будут торговать рыбой с колес. Таков промежуточный этап потребительской кампании, запущенной летом этого года, окончательным этапом должно стать появление в каждом российском городе сети магазинов «Океан».

  Напомним, что приобщать население к вкусной, полезной, но дорогой рыбе пытались с помощью рекламных билбордов, но результат был почти нулевым. Потребитель по-прежнему покупал дешевую курицу, а эксперты подсчитали, что 50 процентов цены на рыбу (100 рублей из 200 за каждый килограмм) составляет торговая наценка.

Как ожидается, магазины на колесах (с обязательным помещением внутри маленьких холодильников) появятся в Петербурге уже перед Новым годом, а в Москве – в конце октября. В этих автолавках продукция будет продаваться вдвое дешевле, чем в торговых сетях. В мобильных точках собираются торговать охлажденной и мороженой рыбой и готовыми рыбными блюдами. Как рассказал глава Росрыболовства, Андрей Крайний, с открытием магазинов пока возникли сложности, из-за невозможности найти подходящие помещения или арендовать их с учетом аукционных торгов.

– Мне такая идея кажется более гуманной, чем открытие магазинов “Океан”, – комментирует глава мурманского рыбопромышленного предприятия “Саами” Сергей Цыганов. – В “Океане”, думаю, покупателей будут так же доить, как в гипермаркетах. Я постоянно сравниваю цены на рыбу в Мурманске и в столицах и могу сказать, что таких наглых наценок, как в последние годы, не видел никогда. Хватит того, что рыба существенно дорожает, пока преодолевает путь от места лова до склада в порту. Допустим, килограмм трески стоит в море, на палубе корабля, 70 рублей. Транспорт стоит дешево – можно накинуть рублей 15. Плюс пошлина – 10 процентов. Хранить рыбу стоит довольно дорого: по 25 рублей за тонну в сутки, да еще и склады вечно заняты. В результате в мурманских магазинах рыба стоит 65 – 75 рублей за кило, и я считаю, что эта цена – адекватная, ведь сюда включается и плата за наем помещения, и зарплата продавцов. Но объясните мне, почему в Петербурге такая же треска может стоить 150 рублей за килограмм, и это еще не предел. В два раза дороже! Если аренда торговых площадей обходится так дорого – значит, магазины на колесах и правда могут спасти положение. Так что адекватную цену я вам назвал: 75 рублей за килограмм трески, 65 – за пикшу, а мойва и путассу – еще дешевле. Если в вашем городе появятся автомагазины, и там все будет заметно дороже – значит, проект Росрыболовства можно признать неудачным.

По подсчетам “Города”, для насыщения Петербурга рыбой (в соответствии с санитарными нормами – 23 кг на человека в год) – требуется еженедельно выкладывать на прилавки 2,3 тысячи тонн продукта. Следует учитывать, что охлажденная рыба “живет” только 7 суток. Конечно, продать такое количество “с колес” – невозможно. Зато в теории магазины, почувствовав конкуренцию, могут снизить цены.  А могут и не снизить.