Такого количества платежных терминалов как в Петербурге, нет ни в одном европейском городе. Но набор услуг в этих автоматах отличается. Комиссию они взимают разную. И деньги на счет поступают с одних терминалов мгновенно, а с других спустя чуть ли не несколько дней. Почему? Эти устройства предоставляют массу возможностей, о которых петербуржцы и не подозревают. Не опасно ли доверять железным истуканам свои деньги?
Набор услуг
Платежные терминалы были придуманы в России в 2002 году. Но поначалу они ограничивались “тремя кнопками” (принимали платежи “большой тройки” сотовых операторов). Сегодня в некоторых автоматах можно расплатиться более чем за тысячу услуг! Конкретный набор зависит чаще всего от платежной системы (ПС). То есть от компании-посредника между поставщиками услуг и владельцами терминала (ими могут быть как сами ПС, так и любой предприниматель, купивший терминал). Вот традиционный перечень услуг, которые можно оплатить практически в любом терминале:
– сотовая связь;
– Интернет;
– платное телевидение.
Далее набор “кнопок” варьируется. Например, терминалы предлагают:
– оплату услуг ЖКХ;
– пополнение интернет-кошельков;
– пополнение счетов в социальных сетях, виртуальных играх;
– оплату покупок в интернет-магазинах, в том числе приобретение программного обеспечения для компьютеров или телефонов;
– покупку билетов в театры, кино, клубы;
– оплату авиа- и железнодорожных билетов;
– оплату обучения в некоторых вузах;
– оплату IP-телефонии (телефонных переговоров через Интернет);
– расчеты за парковку автомобилей, аренду сейфов;
– банковские расчеты – пополнение счета, погашение кредита;
– перечисление денег на благотворительность.
Только начинают развиваться или появятся в ближайшее время:
– возможность узнать, есть ли человек в списках должников службы судебных приставов, и возможность на месте оплатить долг;
– выплата взносов по страховке;
– пополнение проездных билетов (для этого еще предстоит дополнить терминалы устройствами, которые смогут работать с магнитными картами).
Многие возможности терминалов завязаны на мобильные телефоны. Например, при покупке железнодорожных билетов терминал отправляет на введенный номер мобильника картинку – штрихкод, его нужно будет поднести к автомату на вокзале или предъявить в кассе, чтобы перед отправкой поезда получить нормальный билет.
Дополнительные возможности предоставляют личные странички абонентов в платежных системах. Они могут называться по-разному – “Личный кабинет” или “Записная книжка”, но суть одна. В них можно хранить все свои данные – номер телефона, счета за Интернет, банковские реквизиты для погашения кредитов. Платежная система сохранит эти наборы цифр и в следующий раз не придется вводить их по новой. Некоторые платежные системы еще и помогают контролировать расходы – напоминают о сроках очередного платежа либо сами списывают нужную сумму с личного счета абонента.
Комиссия
От чего зависит процентная ставка в терминале? Во-первых, комиссию устанавливает компания-поставщик услуги. Она может вообще от нее отказаться либо менять процент в зависимости от места, где находится терминал, и даже времени суток. Во-вторых, комиссию может корректировать платежная система, например, оговаривать ее максимальный предел. В-третьих, комиссию вправе устанавливать владелец терминала. То есть каждый может по чуть-чуть накидывать свой процент или, наоборот, его ограничивать.
– Общий принцип таков: чем популярнее место и ниже арендная плата за него, тем меньше процентная ставка, – объясняет президент одной из крупнейших платежных систем России Александр Агаков. – В Москве, например, меньше всего комиссия в терминалах у метро. Они стоят на улице (с самим метрополитеном не удалось договориться), где плата за аренду места весьма скромная, а народу проходит очень много. В Петербурге обратная ситуация: терминалы стоят внутри станций метро, и их владельцам приходится платить петербургскому метрополитену. Поэтому комиссия высокая.
Владельцы банкоматов иногда обманывают людей. Они устанавливают комиссию сверх оговоренной нормы. Риск для таких нечестных дельцов невелик. В худшем случае на них пожалуется кто-то из абонентов и придется заплатить штраф. Но он значительно меньше той суммы, которую можно выручить за лишнюю комиссию с других платежей.
Сроки поступления денег на счет
В нормальных терминалах только положил деньги на счет – и они тут же переводятся. В других приходится ждать часами. Скорость перевода зависит от платежной системы, ее технических возможностей. Поэтому лучше выбирать крупные, хорошо известные компании.
Причиной задержки могут быть и проблемы, возникшие у владельцев терминала. Система утроена так: клиент запихивает деньги в терминал. Сами собой они никуда не переводятся. Но такая же сумма должна быть на счету владельца терминала и уже оттуда отправляться сотовым операторам, “Водоканалу”, банкам и т. п. А хозяин забирает себе наличку из терминала. Но если на его счету пусто, то наличку он получит, а человек останется и без денег, и без услуги. Хорошие платежные системы следят за своими партнерами – владельцами терминалов. И как только у тех заканчиваются деньги на счету, их автоматы отключают, чтобы люди не платили зря.
Впереди планеты всей
Платежные терминалы – это чисто российская придумка. Наши компании уже распространяют свои идеи на ближайшие государства – в основном СНГ. Но за пределами содружества встретить подобные агрегаты очень сложно.
– Мы впереди всего мира на 3–4 года, – уверен заместитель генерального директора по развитию проектов одной из крупнейших платежных систем Максим Попов.
Только тут надо понимать, что мир делится на развитые и развивающиеся страны. Африка, Азия, Южная Америка – весьма перспективные рынки. Но терминалов там нет потому, что технологии туда еще не добрались (в ближайшее время отечественные компании готовятся начать экспансию в эти регионы). С Западной Европой и США сложнее. Там многие люди уже привыкли оплачивать счета с помощью пластиковых карт, а не наличкой. Хотя, конечно, и у них еще остаются менее обеспеченные слои населения, которые привыкли к бумажным деньгам. К тому же на Западе, чтобы пополнить баланс на мобильнике, нужно покупать специальную карточку, от которых в нашей стране уже почти отказались.
Россия по уровню обеспечения банковскими картами не отстает от ведущих стран. Но в полной мере пользоваться ими мы еще не умеем. Наши люди 99 процентов услуг оплачивают наличкой. Привычная картина в питерском метро: человек получает деньги в банкомате, а затем отправляет их в терминал, платит комиссию, хотя те же платежи мог совершить бесплатно в своем банкомате.
Главные враги терминалов
Вандалы. Нередки случаи, когда злоумышленники покушаются на платежные терминалы с целью поживиться собранными деньгами. Производители хоть и используют антивандальные технологии – особо прочный корпус, надежные замки, – но против лома нет приема. Уже не раз агрегаты просто похищались для дальнейшего вскрытия в укромном месте.
Хакеры. По сути терминал тот же компьютер. Как и любое электронное устройство, его можно взломать. И через него выйти в Интернет или пополнить свои счета на сколь угодно большие суммы.
– Для обычных людей, платящих за услуги через терминалы, такие взломы не опасны, – успокаивает председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. – Ведь перечисляются не сами купюры, а информация. Так что вандалы наносят ущерб только владельцам терминала. Что касается данных (тех самых наборов цифр), то они в аппаратах не хранятся. Хакер, взломав конкретный терминал, не может узнать номера ваших телефонов, паспортные данные или банковские реквизиты. Все эти сведения доступны только непосредственно поставщикам услуг. А платежные системы лишь передают информацию.
Елена МИХИНА
Цифры
– Средний платеж в российском терминале составляет 107,6 рубля.
– За что чаще платят
Услуга Доля в общем обороте рынка
Сотовая связь |
82,7% |
Погашение кредитов |
5,5% |
Интернет |
3,5% |
Телевидение |
1,6% |
Электронные деньги |
1,4% |
ЖКХ |
0,5% |
– Средний процент комиссии
В Москве – 4 %
В Санкт-Петербурге – 5,5%
В остальных регионах России – 6,5%
Кстати
Как минимум один платежный терминал есть в каждом населенном пункте России с населением от пяти тысяч человек и больше.