По Петербургу раскидали буквы. Покрас Лампас сделал Юс малый, Флоренский – Ять

В разных точках Петербурга теперь можно наткнуться на буквы кириллического алфавита – 33 объекта разного размера,  созданные современными художниками. Чтобы узнать ныне здравствующие буквы, порой надо поднапрячься. А остальные — «Юс большой»,  «Юс малый» «Ижица» и «Ять» (но не «Ер») – надо еще и вспомнить.

Это арт-проект ЦВЗ «Манеж» и петербургской Высшей школы экономики. Проект называется «Тридцать Три Знака», он получился с сильным образовательным акцентом – про славянские буквы, алфавиты и шрифты. Но близость к 1 сентября — совпадение, выставка должна была открыться в начале лета, карантин помещал.

Для людей последовательных, тех, кому интересны отличия кириллицы от глаголицы, в чем разница между «ятью» и «ером» (многие до сих пор путают эти буквы), что сделал Петр I в 1708 году, внедрив гражданский шрифт в стране длинных бород и толстых церковных книг, лучше начинать с площадки у западного фасада Манежа. Там по эскизу дизайнера и исследователя шрифтов Юрия Гордона сооружен «Лабиринт кириллицы», который наполнен текстами про десять веков русских букв.

Кому ближе визуальное — могут в случайном порядке отыскивать отдельные буквы, раскиданные по городу.

Называю объекты в том порядке, в каком были сделаны фотографии, каждый зритель сам выбирает себе победителя (но никаких конкурсов для художников не предусмотрено).

1) «Юс малый. Юс Большой» (Никита Сазонов), Пространство «Севкабель Порт» на входе справа.

2) «Я-мангал» (Петр Белый), там же, но на берегу Невы около причала прогулочных теплоходов.

3) «Ц» (Виталий Пушницкий) в Румянцевском саду, ближе к 1-й линии В.О.

4) «Ф» (Екатерина Филипенко), в том же саду, но ближе ко 2-й линии В.О.

5) «Ю» (Юрий Гордон), Университетская набережная, 7,  у здания Двенадцати коллегий.

6) «Ь» (Марина Колдобская) во дворе нового общественного пространства Никольские ряды (в историческом прошлом — Никольский рынок, Садовая улица, 62). Кстати, кто там еще не был, загляните. Бонус – вращающаяся арка «П», созданная бюро «KATARSIS Architects». Но она из другого проекта.

7) «З» (Юрий Штапаков), на площади Труда,  в самом начале Конногвардейского бульвара.

8) «Х» (Митя Харшак), у стен Петропавловской крепости, недалеко от пляжа, лучше заходить от проспекта Добролюбова.

9) «Ы» (Андрей Пунин), там же.

10) «Ять» (Александр Флоренский), Петроградская набережная, 6.

11) «Ё» (Андрей Люблинский), Миллионная улица, 5.

12) «Юс большой» (Боремир Бохарев), Соляной переулок, 13

13) «Ш» (Андрей Воронов), во дворе Шереметьевского дворца на набережной Фонтанки, 34.

14) «Ижица» (Александр Шишкин-Хокусай), в саду  Фонтанного дома, вход с Литейного проспекта, 53.

15) «Юс малый» (Покрас Лампас), Обводный канал, 74.

Фавориты «Города 812» — Петр Белый с буквой «Я» и Александр Шишкин-Хокусай с Ижицей. 

«Я-мангал» Белого – про то, что отдых на природе не должен сопровождаться ее засорением одноразовыми мангалами. Свое «я» надо оставить при себе. Просто и образно.

А вот комментарий Шишкина-Хокусая: «Ижица – последняя буква в старославянском алфавите. Буква, которую то исключали, то обратно возвращали в строй. Это разрывание связей с древнегреческим первоисточником, отбрасывание рудиментов и в тоже время болезненный переход по эволюционной лестнице.

Сама буква выглядит невероятно стоической. Напряжение, выраженное в расколе двух элементов, мне напоминает ситуацию из сказки, где медведь защемил лапу в лесном пне, смешно и больно одновременно. Свою трансформацию буквы Ижица в объект я вижу как знак, наполненный древним почвенным смыслом, некая яма в которой застрял беспомощный человек». Сложнее, но также образно.

Вадим Шувалов