Почему цифровая фотография не смогла победить пленочную

Плёночная фотография – это так душевно, лампово, мило… Особенно, когда тщетно пытаешься заправить плёнку в фотоаппарат.

Особенно, когда, отсняв 36 кадров, понимаешь, что всё это время плёнка не наматывалась.

Особенно, когда радуешься, что в плёнку добавили пару кадров, но на 50-м понимаешь, что что-то пошло не так…

Особенно, когда думаешь, что только что создал шедевр, но при проявке понимаешь, что всё «пересветил».

Особенно, когда часами сидишь в тёмной комнате и, заслышав чьи-то шаги, судорожно кричишь: «Не входить! Не входить!», но дверь твоей комнаты всё равно распахивается со словами: «Что ты там кричишь!?»

Казалось бы, при появлении цифровой фотографии трудоёмкая плёночная альтернатива должна была кануть в забвение. Но, вопреки ожиданиям, в последние годы аналоговая фотография лишь набирает популярность. Молодёжь забрасывает свои смартфоны с отличными в техническом отношении камерами и идёт шарить на бабушкином чердаке в поисках «Зенита».

Чем вызван ажиотаж? В чём, как любят спросить сейчас, прикол? Что такого особенного в плёночной фотографии?

–  В ней есть душа, –  отвечает большинство любителей плёнки.

Весомо, но неочевидно. Точнее, очевидно, что как таковой души у плёнки нет, а вот что за ней скрывается – непонятно. И скрывается ли вообще? Или это просто очередной модный тренд, за которым ничего не стоит?

Итак, разберёмся, есть ли в плёночной фотографии то, чего нет в «цифре»?

Выразительный цвет

Снимают сегодня по большей части на цветную плёнку (есть любители ч/б съёмки, но достойна отдельного текста). А цветная пленочная  фотография, и правда, получается более насыщенной и яркой. Причина в том, что плёнка состоит из нескольких слоёв, которые  чувствительны к разным цветам и их оттенкам. В плёнке заранее предопределена та цветовая гамма, которая получится на фотографии. Например, Fuji больше тяготеет к зелёным тонам и подходит для пейзажной съёмки, а Kodak – к красным. В цифровом фотоаппарате цветовую гамму (с помощью баланса белого) можно регулировать самому – и в процессе съемки или во время обработки. Но плёнка сразу создаёт художественное, даже в некоторой степени, приближенное к живописи, фото.  

  • 1 – Fuji. 2- Kodak

  • Обработанная цифровая фотография

  • Плёночная фотография

Контраст и свет

Если вы хоть раз фотографировали кого-нибудь против солнца, то замечали, что, используя телефон или цифровой фотоаппарат, всегда приходится выбирать что-то одно: либо красочное небо и чёрный уголёк модели или же прекрасно смотрящийся человек на фоне белого, пересвеченного неба. Многие плёнки позволяют этого избежать или, по крайней мере, сделать не таким ярко выраженным. Всё благодаря тому, что, нагреваясь, плёнка теряет свою светочувствительность и не поглощает столько света, сколько в действительности на неё падает. А матрица цифрового аппарата фиксирует ровно тот уровень света, который видит. Из-за этого изображение на цифре становится слишком контрастно. Плёночная контрастность, наоборот, выгодно показывает объекты, делая снимок красивым и привлекательным для глаза.

  • Снимок заката на плёночный фотоаппарат

Зерно

 «Отвратительный цифровой шум или романтическое плёночное зерно?» – примерно так вопрос ребром ставят ярые сторонники плёнки.

И правда, «шумы» на цифровых фотографиях и «зерно» на плёнке имеют разную природу, хотя оба являются дефектом изображения. Но если цифровой шум – это неспособность фотоаппарата различить детали и оттенки объекта при недостаточной освещённости или результат перегрева матрицы, то плёночная фотография состоит из зерна. А точнее из фотоэмульсии, которая содержит маленькие светочувствительные кристаллы галогенида серебра и которые становятся видны при многократном увеличении изображения для печати. Такое зерно практически невозможно воспроизвести с помощью фотошопа.  Именно поэтому оно так хорошо передаёт дух старого времени.

  • Естественная зернистость плёночного фото

  • Естественная зернистость плёночного фото

  • Имитация плёночного зерна при помощи фотошопа

  • Микрокристаллы галогенида серебра под микроскопом до и после проявления пленки

Интрига

А чем плохи маленькие сюрпризы? Нельзя сразу увидеть сделанный плёночным фотоаппаратом кадр. Предпросмотр в видоискателе ни разу не говорит о том, что получится в итоге. Волшебное предвкушение при проявке плёнки ничто не может заменить. Хотя иногда оно сменяется глубоким разочарованием.

Однажды моя бабушка поехала на море, захватив с собой плёночный фотоаппарат в 36 кадров. Каково было её воодушевление, когда она фотографировала южные зелёные пальмы, тёплое лазурное море, яркий оранжевый закат! И вот, наконец, настал день, когда она отнесла плёнку в лабораторию. А плёнка оказалась пустой. Видимо плохо зацепилась за зубец катушки и не наматывалась всё это время. Бедная бабушка! До сих пор с грустью вспоминает этот ужасный случай.

Изюминка

Иногда что-то идёт не так. И прекрасные кадры оказаются смазанными, засвеченными или слишком тёмными. Но бывает, что фотоплёнка создаёт невероятные шедевры.  Вот, например, мастер-класс от моей знакомой Евы Тюшкевич из Минска.

Фото Евы Тюшкевич

Ценность кадра

Как правило, кадров у плёнки всего лишь 36, поэтому бездумно щёлкать всё подряд не получится. Сейчас плёнка – не очень дешёвое удовольствие, да и не в каждом городе её можно отыскать в магазинах. Это заставляет продумывать каждый кадр и оставлять «в памяти» плёнки только избранные моменты.

Творчество

Плёночная фотография позволяет прочувствовать процесс съёмки и ощутить себя создателем произведения искусства. Если вы, конечно, сами проделаете всю работу от начала до конца: заправляете плёнку, продумываете экспозицию, учитываете светотень, выставляете выдержку и диафрагму, проявляете то, что сфотографировали.

Разумеется, утверждать, что съёмка на цифровой фотоаппарат не является творчеством, глупо. Однако муки этого творчества не так заметны окружающим, хотя бы потому, что цифровые фотоаппараты предусматривают режим auto, который позволяет не утруждаться.

Виктория Жорова