Почему, когда никто ничего не понимает, никто и знать ничего не хочет?

Featured Video Play Icon

.

Чем более понятной эпоха кажется людям, чем более уверенно она дает им простые ответы на сложные вопросы – о прошлом, настоящем и будущем, о смысле жизни, о добре и зле, о прекрасном и безобразном, – тем с большей жаждой люди этой эпохи рвутся читать толстые фолианты, многобуквенно подтверждающие уже «и так ясное», казалось бы, понимание.

И наоборот. Чем эпоха мутнее и бестолковее, чем меньше она дает человеку и обществу твердых надежд и четких ориентиров, оставляя его в вечной невротической прострации непонимания «вообще ничего», – тем необратимее любые гуманитарные лонгриды теряют в цене. А всякие словесные обрывки, обмылки и ошметки – подобно стеклянным бусам у первобытных племен, превращаются в «звонкую монету».

Что же из этого следует? Что люди – как дети малые. Им нравится узнавать. Только не новое, а уже много раз до того узнанное. То есть легитимное! Надежное. Как младенцу нравится наблюдать за тем, как мама (или папа) по многу раз прячут от него игрушку, а потом снова ее достают и показывают, «как в первый раз», – так и взрослому нравится «перечитывать заново» то, что и так уже давно разложено в его голове по полочкам.

А вот если вдруг наступает нелегитимная эпоха, то приходится бедному младенцу изрядного возраста, вместо того, чтобы радоваться гарантированному узнаванию любимого и надежного «пупса», – метаться в люльке, хватая руками «все подряд» и тут же выбрасывая его за борт, поскольку оно – нелегитимно, ибо не было заранее знакомо и больше на глаза все равно не попадется…

Это я к тому, что трудно нам, сочинителям гуманитарных лонгридов, в смутные времена)

Даниил Коцюбинский

  • Ещё и коты на мышек охотятся, работать не дают…