Почему на «Спасской» вместо эскалаторов поставили «мясорубки»?

Самый крупный пересадочный узел в городе стал самым проблемным и нелюбимым для петербуржцев. «Только бы не ехать через «Спасскую»!» – такое мнение постепенно становится всеобщим. Практически новые эскалаторы, связывающие станцию с «Сенной» и «Садовой», в очередной раз вышли из строя и работают только на спуск. Специалисты убеждены – они смертельно опасны для пассажиров.

             Не прошло и года, как открыли переходы через станции “Сенная”, “Спасская” и “Садовая”, а эскалаторы “нового поколения”, которые были поставлены “Универсалмашем” – дочерней компанией Кировского завода, уже несколько раз выходили из строя. Если громыхание и дребезжание, на которое пассажиры стали жаловаться с самого их запуска, можно отнести к мелким неудобствам, то обрушение нескольких ступенек, произошедшее 13 мая, уже по-настоящему опасная ситуация. К счастью, никто не пострадал. Но руководство метрополитена “до выяснения обстоятельств” пустило эскалаторы только на спуск.

– Сейчас работают шесть из восьми эскалаторов, – рассказала пресс-секретарь ГУП “Метрополитен” Юлия Шавель. – До какого времени это будет продолжаться – пока не известно. Было принято решение закрыть эскалаторы на подъем, потому что уже несколько раз случались поломки машин именно в этом режиме. Сотрудники завода-изготовителя сейчас выясняют, в чем проблема. Пока они не дадут метрополитену гарантию устранения причины поломки, вверх эскалаторы идти не будут.
Ходят слухи, что постоянные поломки поставили под сомнение качество эскалаторов “нового поколения”, поэтому договор с “Универсалмашем” может быть расторгнут.

Пока метрополитен и Комитет по транспорту решают, что делать, петербургские специалисты бьют тревогу.
– Эта конструкция для специалистов просто смехотворная, – рассказал эксперт из петербургской фирмы “Латрэс”, специализирующейся на производстве эскалаторов (свою фамилию и должность он попросил не указывать. – Прим. авт.). – Ее создатель – Виктор Христич – носится с идеей машины “нового поколения” уже лет тридцать. Свой проект он пытался реализовать два раза. Впервые эскалатор “по Христичу” создали на Украине. Тогда он назывался “Першим украинским”, был изготовлен на киевском заводе “Большевик” и даже смонтирован на одной из станций Киевского метрополитена. Но… не работал. В итоге его просто вырезали, поменяв на обычную лестницу, благо там неглубоко. С этими же “мясорубками” Христич вернулся в родной Петербург и предложил их Кировскому заводу. В Петербурге есть эскалаторный центр на Васильевском, где еще работают опытные специалисты, устанавливавшие эскалаторы по всему СССР. Но, вводя в эксплуатацию новые машины на “Спасской”, их мнения никто даже не спросил.

По словам специалиста, вся идея конструкции нетехнологична.
– Вместо четырех бегунков на ступени их поставлено восемь, – говорит эксперт. – К ним доступа никакого нет, если слетает бегунок, то надо надолго останавливать эскалатор – очевидно, что Христич совсем не думал об эксплуатации. В результате лестничное полотно стало хаотично подергиваться, ролики ступеней выходят из строя…

Наш анонимный источник просит петербуржцев внимательно смотреть под ноги и крепко держаться за поручни.
– Тревожит, что подряд пошли недопустимые случаи, когда вместо привычных ступеней к ногам пассажиров выезжает голый каркас, образуя в эскалаторе “дыру”, – говорит конструктор. – Причем аварийная блокировка не сработала, и эскалатор продолжал движение. А если бы в дырку попала нога пассажира? В Москве ежегодно устанавливается до 30 новых эскалаторов, но там никому и в голову не может прийти ставить такое опасное новшество. А у нас хоть и устроили тендер, в котором якобы участвовали российские и ведущие зарубежные производители, но – вот странность – в техническом задании необходимая ширина эскалаторов оказалось до миллиметра такой же, как у детища “Универсалмаша”. Естественно, все другие конторы участвовать в тендере не смогли. Одна надежда: чиновники опомнятся и осознают опасность для горожан.

Как бы угрожающе ни звучали подобные опасения, нельзя забывать, что они высказаны представителем фирмы-конкурента. Сам конструктор Виктор Христич считает, что все это – лишь “злопыхательство”.
– За мою идею американский журнал Elevator World (“Лифты мира”) присудил мне первую премию “Проект года – 2010”, – гордо рассказал Виктор Христич. – Это эксперты мирового уровня, а не местные конкуренты. Они увидели в моем проекте перспективу и новизну. А поломки эскалаторов происходят из-за того, что их сборка шла в авральном режиме, там выявился целый ряд отступлений от документации главного конструктора. Сейчас все починят, я надеюсь, что больше они не будут ломаться. У них же 50 лет срок годности!

Сейчас по заказу метрополитена независимая организация “Эскомстроймонтажсервис” готовит официальное техническое заключение по проблемным машинам. Пока что сотрудники отказались рассказывать журналистам, действительно ли эскалаторы на “Спасской” представляют угрозу для людей. Заключение будет готово к 30 июня – тогда и станет понятно, что такое “эскалатор Христича”: технология XXI века или “бред изобретателя”. Главное, чтобы до тех пор никто из пассажиров не пострадал.