Почему надо идти смотреть на Помпеи

Бросайте все. Идите в Манеж Малого Эрмитажа. Это обращение к тем, кто ходит в музеи. Открылась давно обещанная выставка «Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», выделенная «Городом 812» в рейтинге событий года.

 

Про то, что большинство русских узнали о Помпеях в 1834 году после брюлловского «Последнего дня» и с тех пор забыть не могут, сказано многократно. Также цитируются слова Гете о том, что фрески и мраморы Помпей дошли до нас благодаря извержению Везувия. Мудрого немца особенно любят повторять те, кто Помпеи видел собственными глазами. Кто только намеревается туда попасть, чаще цитируют письмо римского писателя Плиния Младшего, адресованное историку Тациту. В нем автор говорит, что его дядя Плиний Старший, увидев извержение Везувия, отправился спать. Сон оказался вечным.

Помпеи, Геркуланум, Стабии (это только самые известные точки в окрестностях Везувия) копают почти 300 лет. Что найдено, постепенно собирается в музеях. Сейчас археологи работают в основном «в третьем, четвертом знаке после запятой», ища нюансы фресок в сохранившихся под слоем застывшей лавы зданиях. Хотя как знать, пятая часть тех же Помпей еще не раскопана. Может еще и новую Венеру Помпейскую найдут.

Широкая публика имеет возможность наблюдать то, что уже раскопано. Постоянно – в Италии, реже – в других местах. Сейчас прямо на Дворцовой набережной выбор богатый: статуи Юпитера и Аполлона, бюсты Тиберия и Августа, фрески с подвигами Геракла и мозаичные женские портреты, античные сейф и самовар.

Выбор «Города 812» (фото): «Рельеф с танцующим сатиром». I в. до н.э. Из Дома Золотых Амуров в Помпеях. Совершенно современный супермен, сердитый и коварный. Вот она, сила античности.

Вадим Шувалов

Брюлов видел это так