Почему народ не любит Чубайса? Из зависти?

Есть странность в том, с какой легкостью люди прощают доживших до глубоких седин садистов-вертухаев и лубянских палачей, пылая ненавистью к Чубайсу или покойному Гайдару.

Те, пытавшие и мучившие, превратившие в кошмар жизнь и смерть миллионов, если прежде не похоронены с почестями, доживают в тепле и сытости, чаще – в почёте и уважении, отмеченном орденами и персональными пенсиями. И ничего. Никого не волнует. В лучшем случае по их поводу – равнодушие, а то и рассуждения, мол, чего уж теперь вспоминать.

И у тех же людей при упоминании реформаторов 90-х – едва не скрежет зубовный. Покойным одни проклятия. С живыми, пожалуй, нашлось бы немало желающих поквитаться.

Одно объяснение: чужая боль не тревожит. Издевались над другими, которых нет – мы на их мучителей зла не держим. А эти, из 90-х – виновники наших переживаний. Уж каких переживаний – чужим страданиям объективного измерителя нет. Каждому свои кажутся ужасными, без сравнений. В чем именно вина “виновников” – тоже не вопрос: кого сам в своих бедах обвинил, те для тебя и виновны во всём.

Но есть и другое объяснение. Зависть.

Бывшим палачам не завидуют. При всём их благополучии, ибо в его фундаменте нечто темное, смрадное. К чему не хочется прикасаться мыслями, потому что от таких мыслей происходит в душе некое смятение. Хоть и мелкое, но неприятное, смутно тревожащее. Словно страдания давно убитых – тебе упрёк: ведь по чистой случайности попали они, а не ты. Такое лучше суеверно обойти, не поминая всуе ни замученных, ни мучителей. Забыть. И забывают.

Насчёт “виновников” из 90-х никаких сомнений нет. О реформаторах ли речь, о банкирах или олигархах – никто из ненавидящих не чувствовал бы себя на их месте ни в чём виновным. Огульно и оголтело обвиняя в воровстве, сами не сомневаются, что, если бы смогли, украли бы, сколько под руки попалось, и с удовольствием потом катались на яхтах. Совесть тревожных сигналов не подаёт.

Потому зависть жжёт адским огнём изнутри.

Марина Шаповалова