Почему одни регионы хотят изменить налоговую систему, а Петербург – нет?

По официальным данным, в первом квартале 2009 года в бюджет Петербурга денег собрали столько же, сколько и годом ранее, но это только внешняя сторона налоговой медали: собираемость налога на прибыль упала на четверть, а рост налога на доходы физических лиц на самом деле свидетельствует не о росте зарплат, а об увольнениях.

  Такая ситуация сложилась и в других регионах России, поэтому некоторые чиновники уже бьют тревогу, говоря о необходимости крупномасштабной налоговой реформы. На прошлой неделе ее пообещали приготовить Республика Коми и Ленинградская область. Правда, пока только в виде законопроекта, который будет внесен в Государственную думу – впрочем, других возможностей у властей субъектов РФ и нет. Как сообщил представитель правительства Ленобласти, на встрече главы Коми Владимира Торлопова с коллегой Валерием Сердюковым два губернатора решили, что нужно поменять местами получателей НДС и налога на прибыль предприятий: сейчас НДС (это хорошо собираемый налог) почти целиком уходит в федеральную казну, а налог на прибыль (плохо собираемый налог) достается регионам, а надо – ровно наоборот.

Эта арифметика понятна и на примере Петербурга: по данным Комитета финансов Смольного,  в первом квартале 2009 года город получил 12,04  миллиарда рублей от налога на прибыль, а в первом квартале прошлого, 2008 года – 16,03 миллиарда рублей. И по всей России поступления этого налога снизились в 1,8 раза (данные федеральной налоговой службы). А вот собираемость НДС, наоборот, в стране выросла в 3,5 раза!

Причины этого, по мнению большинства экспертов, очевидны – прежде всего девальвация рубля и, соответственно, рост денежной массы в России и изменение схемы уплаты НДС, которая стартовала с 1 января 2008 года. Так что от НДС сейчас гораздо больше толку, чем от налога на прибыль, но “федералам” самим не хватает денег, поэтому эксперты совершенно не верят в то, что в Кремле согласятся поменять местами получателей НДС и налог на прибыль. 

“Регионы легко могут отдать в Москву хоть весь налог на прибыль, какая прибыль в кризис? Если ее кто-то и будет получать, то он ее не будет показывать, крупные компании будут нести убытки вместе с регионами, бюджеты которых зависят от налогов на прибыль”, – рассуждает главный редактор журнала Cbonds Review Иван Макаров.

“НДС сейчас – основной бюджетообразующий налог для федеральной казны. Вопрос передачи его в регионы – это вопрос политический, и можно понять, почему федералы на это не идут”, – говорит Сергей Сосновский из юрфирмы “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. Впрочем, он не исключает, что раз регионы начинают проявлять активность в этом направлении, то, возможно, они имеют основания надеяться на какой-то результат.

Эксперт напоминает, что если такая реформа действительно будет проведена, то она может задеть интересы крупных налогоплательщиков, которые получали льготы от местных властей, и, возможно, потеряют их после передачи налога на прибыль в центр. “Я сомневаюсь, что регионам отдадут такой мощный ресурс, как НДС, ведь он может позволить им думать о желании проявлять политическую самостоятельность”, – говорит Иван Макаров.

И судя по тональности правительственных заявлений на кризисные темы, регионы вряд ли получат желаемое. Так, на недавней коллегии Минфина РФ Алексей Кудрин предостерег от любой реконструкции налоговой системы (за снижение и перераспределение ряда налогов давно уже бьются Минэкономразвития РФ и нефтяные компании, а это гораздо более мощное лобби, нежели регионы. – Прим. Е.Н.). И недавно утвержденные Минфином России “Основные направления налоговой политики РФ на 2010 – 2012 годы” никаких подобных мер не предусматривают. Кудрин прилюдно назвал прогнозы о снижении НДС “игрой на публику”. Видимо, поэтому глава Комитета финансов Смольного Эдуард Батанов заявляет, что Петербург не собирается присоединяться к инициативе коллег из соседних регионов.

Ситуация с доходами в петербургском бюджете не самая блестящая: общий сбор налогов остался на уровне прошлого года, но лишь в абсолютных цифрах – если сделать поправку на инфляцию, то выяснится, что на самом деле денег в казну собрано меньше (по разным оценкам, инфляция в этом году может достичь 13 – 15%).

Правда, выросла собираемость налога на доходы физических лиц – с 18,8 миллиарда рублей в первом квартале 2008 года до 20,5 миллиарда рублей в этом году. Сергей Сосновский из компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” говорит, что это  – показатель того, что сокращения зарплаты и персонала не стали пока масштабными. А вот Иван Макаров из Cbonds Review как раз склонен видеть в этом признаки сокращений. “При увольнении людям платят несколько окладов –  и получаются дополнительные поступления налога”, – говорит он.

Эксперты полагают, что основной удар кризиса по городскому бюджету может быть нанесен не в первом, а во втором-четвертом кварталах – как в части налога на прибыль, так и в части налога на доходы физлиц. Большинство экономистов опасаются, что компании впредь могут получать большие убытки, чем за первые три месяца, и это отразится на доходах городской казны. Наверное, так и рассуждали городские финансисты, настаивая на сокращении доходов городского бюджета в 2009 году на 100 млрд рублей по сравнению с первоначальными докризисными планами.      

_____________________________________________________

Доходы бюджета Петербурга (в млн руб.)
 

  Январь-Март 2008 Январь-Март 2009
Всего доходов
61 900 61 901
Налог на прибыль организаций 16 281 12 041
Налог на доходы физических лиц 18 817 20 488
Акцизы 2656 3054
Налоги на совокупный доход 1079 1277
Налог на имущество организаций 1624 3616
Транспортный налог 384 399
Налог на игорный бизнес 866 775
Земельный налог 719 827
Государственная пошлина 81 99
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 7078 4496
Платежи при пользовании природными ресурсами 96 76
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 314 165
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1813 1325
Административные платежи и сборы 19 13
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 135 119
Безвозмездные поступления 3444 4608
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 6093 8193
Источник: Комитет финансов администрации Петербурга