На этой неделе в Петербурге откроется еще одна, уже 8-я по счету перехватывающая парковка, на сей раз – у станции метро «Ленинский проспект». Online812 обследовал уже имеющиеся перехватывающие парковки и обнаружил их практически пустыми – они используются процентов на 10.
Как заплатить 100 руб. за то, что бесплатно
Мы уже не раз писали о перехватывающих парковках – и в 2005-м, когда они были только в проекте, и в 2007-м, когда открылась первая – у ст. метро “Ладожская”. На этот раз вернуться к теме заставили факты вопиющей неблагодарности петербуржцев. Проезжая по Синопской набережной, я увидел чудо – совершенно свободную площадку, где можно оставить автомобиль, при том что все вокруг было заставлено. Машины стояли на малопосещаемом проспекте Бакунина, во всех, даже самых крохотных переулках, на тротуарах, прямо под знаками “стоянка и парковка запрещена”, чуть ли не друг на друге и на крышах домов.
И вдруг среди всей это толчеи заасфальтированный участок земли метров 100 на 50, с подъездами, огороженный, и на нем всего с десяток машин. Как выяснилось, это была перехватывающая парковка. На следующий день мне предстояла поездка в центр города из Невского района, как раз через мост Александра Невского, и я решил воспользоваться новым сервисом – перехватывающей парковкой на Синопской набережной, благо месторасположение стало для меня известным (не наткнулся бы случайно и не знал бы еще 100 лет).
Ближайший поворот направо после съезда с моста Ал. Невского оказался перед гостиницей “Москва”, парковка уже маячит на горизонте, но прямого проезда к ней нет – кирпич, предлагается только разворот направо на набережную в сторону “Елизаровской” и налево, на Херсонскую, с надеждой на круговой объезд по часовой (стрелке). Дальнейший путь оказался не скучным – Херсонская перекрыта, разворот налево по ул. А. Невского, и выезжаю на Невский. Редкая удача – пробок нет. Итак, по Невскому, первый поворот направо – далее по Исполкомской мимо Комитета по транспорту… По пути соблазны – парковка автосалона “Мердседес”, въезд свободный. Игнорирую из принципа. Наконец, выезд на набережную Невы и разворот направо в узкий проезд вдоль домов. Парковка МРЭО, и вот уже она – перехватывающая, ГУП “Городской центр автостоянок и гаражей”.
Никаких указателей на подъезде, только непосредственно перед парковкой стандартный дорожный знак платной парковки “P 10, 15, 20” (очевидно, столько копеек платили, когда знак этот разрабатывался), что вообще-то неправда – парковка бесплатная, и вывеска, позволяющая идентифицировать ее как “перехватку”. Итого – 25 минут на подъезд с момента начала попытки. Много. Но изрядная доля вины в этом – ремонт на Херсонской, отремонтируют – будет раза в 2 быстрее, наверное.
Зато далее были одни сплошные удовольствия. Вежливый парень-парковщик.
Мне выдали проездной билет на метро на 2 поездки стоимостью 22 руб./шт., не спросив даже денег, авансом. Фактически беспроцентный кредит. В запасе – целый день, чтобы заработать эти 44 рубля. И это не какой-нибудь могущественный банк, а простое государственное предприятие! Никакой платы за хранение машины не взимается. Нужно только вернуться в тот же день, не позднее 22.30, предъявить проездной с двумя использованными поездками (проверяется прибором), уплатить 44 руб., забрать машину.
Если вернешься позже, машину все равно отдадут, правда, возьмут нечто вроде штрафа. Как меня предупредили, штраф порядочный – около 200 руб. Так что если ты не собираешься пользоваться парковкой по ее прямому назначению, не хочешь ездить на метро, лучше сразу скажи, и с тебя возьмут 100 рублей, как за сутки хранения, и забирай хоть на следующий день. Парковкой можно пользоваться и не как перехватывающей, хранить машину на постоянной основе, причем по фантастически льготной цене – те самые 100 руб. в сутки, при том что в центре города та же услуга стоит минимум вдвое дороже. За месяц хранения на “перехватке” возьмут вообще 2200 рублей, это дешевле, чем у нас в спальном районе, в Удельной (я плачу около 2850 руб. мес. за хранение на охраняемой парковке).
Удивляло другое – при столь выгодных условиях на парковке емкостью 131 машино-место, в 12 утра, в самый разгар рабочего дня стояло лишь 12 машин. Как рассказал парковщик, из них большинство – местные жители и хранят машину на постоянной основе, а как перехватывающей ей воспользовался до меня только один человек в этот день.
На этом приятные сюрпризы не закончились. Я засек время и добрался на метро до работы всего за 20 минут, из них 5 минут подход к метро, еще 5 в метро, еще 10 пешком, итого 20 минут. На машине я бы так быстро ни в жизнь не доехал, разве что глубокой ночью.
Вернувшись на парковку примерно в 21.30 после работы, я предъявил проездной, и тут начались неожиданности. При проверке обнаружилось, что на карточке осталась одна неиспользованная поездка из 2. Как это произошло, я, кажется, начал догадываться. Уезжая с пл. Ал. Невского днем, я держал только что выданную карточку в руках или вынул из кармана, а возвращаясь назад, уже засунул в кошелек и вместе с ним приложил к турникету, как обычно и делаю. А в кошельке хранился еще один проездной на метро, и турникет считал поездку с этого проездного, а не с того, что мне выдали на парковке. Я все это рассказал парковщику. Он поверил, но заявил, что по окончании рабочего дня карточки он сдает на станцию метро, и если там обнаружат карточку с одной неиспользованной поездкой, с него самого возьмут штраф в 100 рублей, как с человека, который попустительствовал обману, – мол, заехал человек на перехватку, использовал не по назначению (на метро не ездил или ездил только один раз – это не важно) и хочет заплатить только 44 рубля (были уже такие случаи). Мне, конечно, верят, но все равно предлагают заплатить не 44 рубля, а 100, как за сутки стоянки, либо вернуться в метро, прокатать карточку на турникете и предъявить уже с двумя использованными поездками. Можно вообще забрать машину на следующий день и карточку не вернуть. Машину и в таком случае отдадут, но заплатить придется 44 рубля, как за 2 поездки в метро, + 30 рублей (за сам бланк карточки, это ведь целое электронное устройство с чипом, многоразовое) + 100 рублей за сутки хранения. Итого 177 рублей, при том что, если б я сразу сказал, что не собираюсь на метро ездить и карточки не брал, с меня бы взяли только 100.
Таким образом, решив внедрить простую, известную во всем мире систему перехватывающих парковок, город этим не ограничился, а убил еще несколько зайцев.
Приучает врунов не врать.
Приучает честных людей лучше планировать свое время.
Отучает трудоголиков от привычки торчать на работе в то время, как их давно ждут дома, и укрепляет тем институт семьи.
Приучает держать слово – сказал, вернусь до 22.30, и вернулся.
В общем, всячески сдвигает менталитет в лучшую сторону, не говоря уж о таких очевидных целях, как разгрузка центра города от автотраспорта, экономия рабочего времени для горожан и т.п.
Осознав величие всех этих целей в совокупности, я отдал 100 рублей с легким сердцем, потеряв при этом только 66, ведь двумя поездками на метро я воспользовался.
Оставалось удивляться, почему так мало людей пользуются перехватывающими парковками. В этот день, 3 сентября, парковкой на Синопской как перехватывающей воспользовались только 3 человека, с учетом меня. За время моего отсутствия, с 12.30 до 21.30, с этой целью заехал только один человек, + еще один добавился, оставив машину на длительный срок. К вечеру на стоянке в 131 машино-место стояло 15 машин.
Город слепых
В Комитете по транспорту мне рассказали, что на самом деле только две перехватки пока столь мало востребованы – та, что у ст. метро “Обухово”, и моя, на Синопской набережной. Одна из причин – эти парковки новые, и мало кто про них знает. Парковка на Синопской открылась в июле этого (2010) года, Обухово – вообще 1,5 недели назад, в августе.
Но на практике выяснилось, не знают и о многих других парковках, которые работают уже несколько лет. Чтобы убить всех мух одним пыльным мешком, перечислим все причины низкой степени внедрения перехват-парковок. Итак.
1. Маскировка.
В 2007 году, когда наш корреспондент, открывала первую в городе перехватку у “Ладожской”, она обнаружила только один указатель на нее. За 3 года указателей не прибавилось. И сейчас висит только один – со стороны моста Александра Невского. Тестируя ту же парковку в минувшую пятницу, 3 сентября, я ехал со стороны Ржевки и потратил на поиски перехватывающей парковки 30 минут, остановившись предварительно на явно заметной парковке у ТРК “Заневский Каскад” и обнаружив в радиусе ближайших 100 метров еще 5 парковок, все, кроме той, что мне нужна.
Когда я нашел наконец перехватывающую, она была заполнена процентов на 90 – к 12 дня из 112 машино-мест где-то с 10 свободных осталось.
– Нашу парковку знают, работаем уже 3 года, у нас рекламная кампания, с 10 утра народ интенсивно съезжаются, – с гордостью рассказал парковщик.
– Мы пытались организовать установку знаков маршрутного ориентирования, однако это оказалось весьма дорого, и за свой счет ГУПу это сделать не удастся, – рассказывает Джонни Суханов, заместитель директора СПб ГУП “Городской центр автостоянок и гаражей”. – Надеемся, нас поддержит наш комитет и Дирекция организации дорожного движения. Сами же мы справились лишь с выпуском рекламных листовок, которые распространяют наши сотрудники и завсегдатаи перехватывающих автостоянок.
2. Неверие в идею в принципе.
– Если взять за правило пользоваться такой парковкой, то 120 мест создадут ажиотаж в недалеком будущем, и как следствие – все равно отказ от пользования услугой в связи с дефицитом и последующим подорожанием услуги. Так зачем создавать самостоятельно еще один дефицит? – считает Юрий Осипов, эксперт по информационным технологиям американской компании Siperian.com (живет и работает в Петербурге).
3. Пристрастие к комфорту (о нем говорило большинство опрошенных женщин).
– Лучше ехать лишние 10 – 15 – 20 минут, чем так суетиться – искать парковку, получать проездной, идти до метро… Особенно если дождь, снег, холод… – это говорили мне опрошенные водительницы.
Организаторы перехватывающего сервиса, похоже, больше всего думают именно о них, о женщинах.
– Полагаю, что основной причиной пока еще низкой востребованности перехватывающих автостоянок является отсутствие желания автомобилистов расстаться с комфортом автомобиля, – считает Джонни Суханов, зам. директора СПб ГУП “Городской центр автостоянок и гаражей”. – Если от автостоянки нужно будет пройти какое-то расстояние, да еще в плохую погоду, многие останутся в автомобиле, даже если придется стоять в пробке. Особенно это сказывается на парковке на Синопской набережной. Станция метро “Площадь Александра Невского-1” временно закрыта, и нужно пройти до следующего входа на другой стороне Невского проспекта… Не всем это нравится. Другими причинами является недостаточная осведомленность водителей о местонахождении перехватывающих автостоянок, правилах их работы и дорожной обстановке в городе (остается надежда: а вдруг пробки не будет).
4. Отсутствие кнута.
– Пока платный въезд в центр не сделают, народ не зашевелится, – считает Сергей Егоров, независимый аналитик.
5. Парковки маленькие.
– Я с удивлением читала в интернете, что у нас на “Академической” есть перехватывающая парковка, – рассказывает Елена Чернега, владелец интернет-магазина автомобильных шин. – Я мимо метро редко хожу и все гадала, где ее могут там разместить? В моем представлении перехватывающая парковка рисовалась что-то размером с футбольное поле или какой-нибудь многоэтажный паркинг. В общем, что-то такое гигантское. А недавно тоже совершенно случайно наткнулась на пятачок с вывеской “парковка”. Если бы не вывеска, я бы вообще подумала, что там стоят машины жильцов дома, что сразу за метро.
Для справки. Число парковочных мест на “перехватках” колеблется от 48 – 50 (“Академическая”, “Пр. Просвещения”.) до 267 (“Обухово”). В промежутке “Парнас” – 230, “Волковская” – 151, “Ладожская” – 112, “Синопская” – 131.
6. Неуниверсальность услуги.
Пока что, оставив машину на парковке, можно пересесть только на один вид городского транспорта, хотя 6 лет назад, когда все это только замышлялось, в планах было выдавать универсальные проездные. Но планы эти пока остаются планами.
– В настоящий момент Комитетом по транспорту прорабатывается возможность выпуска единого проездного билета на все виды городского общественного транспорта, – рассказывает Джонни Суханов.
О причине столь неспешного внедрения универсальности можно догадаться – даже тогда, когда весь общественный транспорт принадлежал городу, “Горэлектротранс”, “Пассажиравтотранс” и СПб Метропролитен всегда грызлись за право получить большую часть денег от стоимости универсального проездного билета и убедительно доказывали на цифрах, что перевозят больше всех. Сейчас “Городской центр автостоянок и гаражей” фактически бесплатно работает на метро в качестве агента по продажам – все деньги, полученные за выдачу карточек на перехватывающих парковках, передаются метрополитену. Перехватывающие парковки работают в основном за счет субсидий из бюджета, как уверяют в Комитете по транспорту – доход от предоставления долгосрочной парковки – незначительный процент.
Перспективы
На самом деле услуга не такая уж невостребованная. Статистика за первое полугодие 2010 года доказывает, что заполняемость парковок колеблется в диапазоне от 30 до 70%, на большинстве парковок она ближе к 70. Исключение – у площади Ал. Невского и Обухово.
Посчитайте сами. На “Ладожской”, получается около 70 машин в день из 112 возможных (заполняемость – около 60%), на “Волковской” – 50 (30%), а самые маленькие – “Пр. Просвещения”, “Академическая” забиты вообще на 80 – 90%.
– Наиболее востребованными остаются автостоянки, расположенные в непосредственной близости к входам станций метрополитена: “Академическая” и “Проспект Просвещения”, – говорит Джонни Суханов.
– Зачем установлены столь льготные цены на постоянное хранение машин? Не получится ли так, что их просто займут жители близлежащих домов?
– На перехватывающих автостоянках в период их работы с 6.00 до 22.30 преимущественным правом размещения пользуются автомобилисты, пересаживающиеся на городской общественный транспорт, и это их право строго соблюдается, – поясняет Джонни Генрихович. – Однако по окончании времени работы “перехвата” и в случае наличия таковой возможности места для стоянки предоставляются всем желающим. Тарифы же на предоставление данной услуги единообразны на всех перехватывающих автостоянках независимо от места расположения.
– Что мешает развиваться перехватывающим парковкам?
– Ничто и никто не мешает. Все только помогают – и администрации районов, и администрация города, и соответствующие комитеты, и правительство города, но беда в том, что просто нет свободного места для организации автостоянок, – все земельные участки в непосредственной близости к станциям метрополитена давно заняты.
Впрочем, по нашим данным, парковка-перехватка возле станции метро “Пионерская”, чье открытие было запланировано на этот год, не может открыться из-за сопротивления районной администрации. Несмотря на дефицит земли, Комитет по транспорту не собирается отказываться от идеи. Нас заверили, что открытие перехваток будет идти прежними темпами – по одной-две почти каждый месяц. Сейчас объявлен конкурс на проектирование еще 17 парковок, места их определены, хотя земельный вопрос не решен. Парковка на Ленинском, что откроется на следующей неделе, будет вмещать 190 автомобилей.
Автостоянки у метро
“Ладожская” (мест 112) заполняемость: январь – 1172, февраль – 1522, март – 1853, апрель – 1817, май – 1787, июнь – 2066
“Волковская” – (мест 151) заполяемость: январь – 753, февраль – 980, март – 1090, апрель – 1089, май – 1092, июнь – 1501
“Пр. Просвещения” – (мест 48) – заполняемость: январь – 817, февраль – 994, март – 1166, апрель – 1213, май – 1163, июнь – 1284
“Академическая” – (мест 50) заполняемость: январь – 812, февраль – 970, март – 1185, апрель – 1196, май – 973, июнь – 1180