Почему Петр Налич не победил на «Евровидении»?

«Евровидение-2010» стало конкурсом минимализма. Двое самых интересных для российских зрителей участников – победительница песенного соревнования Лена Майер-Ландрут из Германии и наш Петр Налич не задействовали даже подтанцовку. Сколько бы ни говорили о том, что выступление Налича поражает отсутствием посторонних элементов, но Лена обошла его еще больше – у нее даже искусственного снега не было.

       Победа немки очень удивила многих, ведь девушка не показала ни шоу, ни танцев, ни вокала. Более того – во время конкурса было отчетливо слышно, что ей не хватает дыхания. И весь танец, во время которого 18-летняя немка все больше держалась за живот, мало кому показался зажигательным. Ритм, мелодия – да. Сама по себе привлекательность исполнительницы, из которой к финалу посредством яркого макияжа попытались сделать что-то наподобие поп-дивы, тоже скорее да, чем нет. Но разве не мало было точно таких же девушек, так и не прошедших в финал? Экзотические кавказские красавицы, которым прочили победу, так и остались ни с чем. Неужели Европе просто-напросто надоело ездить на восток?

Победа на “Евровидении” для России всегда была очень странной целью. Музыкальные критики говорят, что в Европе до него никому дела нет, но мы все равно каждый год делаем из него событие национального масштаба. Всем уже давно понятно, что там требуется шоу, а не песни. Собственно, после того как в конкурсе победили финские чудовища, “Евровидение” можно было закрывать – музыкальный конкурс расписался в своей несостоятельности. А вот по поводу профессионализма можно и поспорить. В истории конкурса встречались и оперные певцы, и профессионалы уровня Патрисии Каас, да даже Дима Билан, который со второй попытки все-таки добился победы, обладает музыкальным образованием, хотя его победу можно свалить и на то, что России в тот год подозрительно “везло”. Все они, несомненно, были отмечены и высоко оценены, но каждый год оказывалось, что это не самое главное. Петр Налич тоже занимался музыкой с детства. Он окончил музыкальную школу им. Мясковского, в школе пел в хард-роковой группе, а после стал студентом Мерзляковского музыкального училища при Московской консерватории по классу академического вокала. С тем, что он поет хорошо, никто не спорил. Но была у него и еще одна особенность – его популярность была по-настоящему народной.

Главный хит Налича – “Гитар-гитар” сделал его популярным два года назад. В интервью певец рассказывал, что клип был снят от нечего делать на даче. Видео и правда получилось очень смешным, так часто бывает, когда люди получают удовольствие от того, чем они занимаются. Залог успеха “Гитар-гитар” – безудержное веселье. Музыка, сделанная на коленках, балканские мотивы и нечеловеческий акцент, дурацкий текст, который не нуждается в переводе. Песня “Lost and forgotten” – тоже абсолютный неформат, но до “Гитар-гитар” ей далеко. Возможно, Наличу следовало довести абсурд до предела, и выступить с чем-то похожим. Тем более что фриков на “Евровидении” очень любят.

Но музыкальный коллектив Петра Налича выбрал лирическую композицию, и занял всего-навсего 11 место. Зато коллектив добился главной своей цели – теперь в России Налич звезда № 1, только о нем все и говорят. В Европе его вряд ли запомнят. На поп-звезду он явно не тянет, а своих балканских Бреговичей и Борделло им и так хватает. И все-таки, чем же Налич отличается от еврозвезд? Попробуем разобраться.
Возраст. Хотя старым его не назовешь (Петру 29 лет), но на фоне молоденьких девочек он гораздо менее заметен.

1. Внешность. Налич небрит, в Европе к таким относится подозрительно. А бородатый человек на Евровидении – это уж слишком!

2. Костюм. Про зеленый жакет и шарфик говорили многие и многое. Действительно, костюм бродяги удался, а вот с романтическим образом так и не сложилось. То ли дело немка – свежая, веселая, буквально “девчонка из соседнего двора”.

3. Общение с публикой и прессой. Российский музыкальный коллектив прослыл самым закрытым на конкурсе. Налич с друзьями умудрились даже сбежать с приема норвежского короля играть в футбол.

4. Загадка. В загашниках она, конечно, тоже была – портрет неизвестной девушке, которой Петр и пропел всю песню. Но он сам же умудрился разрушить таинственность, сказав, что это просто так, реквизит. И самое странное – ему поверили и отстали. Вот что значит зарекомендовать себя как искреннего человека.

5. Плохой английский. В Восточной Европе, где уроки английского начинались и заканчивались пересказами историй из жизни семьи Стоговых, это еще норма, но во всех остальных порядочных странах это уже давно даже не смешно. Людей с акцентом они уже немало повидали, и даже русских. Взять хотя бы того же Аршавина.

Сложив как минимум эти факты, можно сказать, что сама песня уже не имеет такого большого значения. То, что она хорошая, и спета была достойно – этого не отнять. Для России, в которой с молодыми талантами всегда было туго, это глоток свежего воздуха. И по поводу 11 места расстраиваться не стоит, для Налича и правда важна была не победа, а участие. В конце-концов он уже всем доказал, что не является певцом одной песни.      

Перевод песни Петра Налича “Потерянный и забытый”

Ты бы поверил мне,
Милостивый Господь?
Ты бы был таким… Боже, Боже!
Я хочу любить её сейчас,
Хочу сейчас чувствовать всё это –
Все эти поцелуи и нежные объятия…
И вот я здесь,
Потерянный и забытый,
В это очень жестокое время –
Время моей первой любви.
Поэтому,
Поэтому я пою,
Милостивый Господь,
И надеюсь, что Ты слышишь меня,
О, да…
(Что ты делаешь, друг?)
Смотрю на её фотографии.
Что мне с ними сделать?
(Сожги их!)
О, да, да,
Я сожгу их сейчас,
Потому что должен забыть её со всем этим –
Со всеми поцелуями и нежными объятиями…
И вот я здесь,
Потерянный и забытый,
В это очень жестокое время –
Время моей первой любви.
Поэтому,
Поэтому я пою,
Милостивый Господь,
И надеюсь, что Ты слышишь меня, о…
[Проигрыш на саксофне]
И вот я здесь,
Потерянный и забытый,
В это очень жестокое время –
Время моей первой любви.
Поэтому,
Поэтому я пою,
Милостивый Господь,
И надеюсь, что Ты слышишь меня, о, верни мне её…