Канал «Россия 1» за лето выбился на первое место, вытеснив из лидеров Первый канал. Это что-то значит или телевидение уже мало кого интересует? – спросили мы у Михаила Попонова, директора петербургского филиала исследовательской компании Mediascope, занимающимся измерением телеаудиторий в России.
– Так за счет чего «Россия» обогнала Первый?
– Телесмотрение летом имеет специфику: население меньше смотрит ТВ, телеканалы редко выпускают премьеры. Кроме того, каналы могут менять свои позиции на разных промежутках времени. Какое-то время назад мы говорили о так называемой большой четверке телеканалов в Петербурге: Первый, «Россия 1», НТВ и Пятый. Сегодня это выражение уже неактуально. Поэтому и изменение позиций Первого канала и «России 1» относительно друг друга – событие заметное, но не из ряда вон выходящее.
– Но телевидение еще смотрят или аудитория активно утекает в Интернет?
– Телевидение по-прежнему популярно и у рекламодателей, и у зрителей. Среднесуточный охват ТВ в Петербурге по итогу сезона 2016–2017 составил 67,8%.
Аудитория Интернета в крупных городах сопоставима по размерам с телевизионной. В молодежных группах Интернет лидирует. Их интересуют социальные сети, мессенджеры и видеосервисы. А драйвер роста интернет-аудитории – мобильный Интернет. Количество пользователей, использующих только мобильный Интернет, за год выросло на 24% по России, хотя аудитория со всех устройств показала рост всего в 2%.
– Предпочтения аудитории СПб за последний год изменились?
– Ядро аудитории телевидения в Петербурге составляют женщины старшего возраста – эта демографическая группа довольно последовательна и консервативна в своих привычках, так что необычного поведения от них ждать не приходится. Для них характерен высокий интерес к кинофильмам и телесериалам (отсюда высокие показатели канала «Дом кино») и к социально-политическому контенту – этим летом рейтинг премьеры фильма Оливера Стоуна о Владимире Путине был выше рейтинга финала Кубка конфедераций по футболу.
– Раньше в ваших рейтингах в лидерах было то, что вы назвали «измеряемое тематическое ТВ». А теперь оно у вас стабильно на 4-м месте. Вы стали по-другому считать аудитории?
– Технология измерения осталась прежней. По мере роста аудитории ряда каналов мы можем выделять из совокупности «тематическое ТВ» отдельные каналы, за счет чего уменьшается общая доля «тематики». В сезоне 2016–2017 мы выделили канал «Дом кино», доля аудитории которого в Петербурге сопоставима с федеральными каналами за пределами первой пятерки.
Кроме того, рост совокупной аудитории тематического ТВ в предыдущие годы был связан с расширением базы приема тематических телеканалов: всё большее количество людей могло позволить себе новые телевизоры, пакеты телеканалов и т.п. Очевидно, такое расширение достигло определенных пределов, в связи с чем темпы роста аудитории замедлились.
– Что изменилось в технологии измерений с покупкой компании ВЦИОМом?
– Смена акционеров компании никаким образом не влияет на технологию измерения. Мы продолжаем развитие всех наших исследовательских проектов, в том числе телевизионного. В ближайшее время пользователи получат доступ к данным проекта Big TV Рейтинг, которые позволят увидеть полную картину потребления и суммарный рейтинг ТВ-контента в эфире каналов и на онлайн-платформах. И мы активно работаем над возможностью оценки внедомашнего просмотра ТВ. Сейчас проводим установочное исследование.
С.Б.