К 2012 году Министерство образования и науки РФ планирует сократить на треть число вузов. Из почти 380 ныне действующих университетов останется только 50. При этом правительство РФ всячески стимулирует развитие среднего профессионального образования. Для того чтобы понять причину этого явления, необходимо произвести сравнительный анализ состояния системы высшего образования в России.
Однако для начала обратимся к истории. В СССР существовала четко отработанная система вуз-работодатель, где в качестве работодателя выступало само государство. Поступая на какую-либо специальность в вуз, молодой человек был уверен в том, что будет обеспечен рабочим местом, заработной платой, возможно, небольшой, но стабильной, и социальными гарантиями.
С приходом рыночной экономики ситуация коренным образом изменилась. Стало активно развиваться платное образование, лавинообразно увеличивалось количество коммерческих вузов. В результате на рынке труда появилось много специалистов, которые имеют диплом государственного образца, но не имеют достаточной квалификации и знаний. Одновременно в обществе сложилось убеждение, что молодые люди не смогут найти работу без диплома о высшем образовании. В итоге большинство выпускников школ, поступая в вуз, не отдают себе отчет, для чего им нужно высшее образование. Значительная часть молодежи поступает в вуз только с одной целью – избежать службы в армии.
Многие стремятся любой ценой получить диплом престижных специальностей – юрист, экономист… Однако обладатели этих дипломов очень часто остаются на обочине реального рынка труда. В результате этим людям в лучшем случае придется переквалифицироваться, в худшем – идти работать по специальностям, не требующим квалификации: официант, промоутер, оператор компьютера. И значит, средства, которые были выделены государством на обучение, были израсходованы нецелесообразно.
Одним из вариантов исправления ситуации – во внедрении системы государственного квотирования. В зависимости от концентрации специалистов в той или иной области государство будет изменять количество бесплатных вакантных мест для обучения.
На фоне переизбытка выпускников вузов сегодня в экономике России особенно не хватает квалифицированных кадров, имеющих среднее специальное образование. Сегодня в Петербурге на каждого человека с дипломом о среднем профессиональном образовании приходится 1,68 рабочих мест. Это значит, что сегодня любой выпускник петербургского техникума или колледжа легко может сделать самую удачную карьеру.
И в последние годы все большее количество абитуриентов осознает выгоду сложившейся ситуации, поступая в учебные заведения среднего профессионального образования. По словам Андрея Максимова, председателя Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, с проблемой недобора столкнулись лишь единицы учебных заведений: “Конкурс во многие ССУЗы был более четырех человек на место”. Это и не удивительно, в отличие от вузовской системы образования, система среднего профессионального образования дает знания, применимые на практике, начиная с первого года обучения. При этом теория и практика связаны воедино.
Выпускник колледжа имеет колоссальное преимущество перед выпускником вуза по части практики. Поступая в вуз, выпускник среднего специального учебного заведения (ССУЗа) четко осознает причины поступления на конкретную специальность. К тому же он может одновременно работать и учиться на вечернем отделении. А знания, которые он будет получать, будут превосходно ложиться на практическую базу, которая у него имеется. Таким образом, человек, окончивший заведение среднего профессионального образования, завоевывает стратегический плацдарм значительно раньше, чем его конкурент. И он уже может сам, без подсказки родителей и друзей, решать вопрос о том, продолжать ли ему образовательную карьеру или идти работать – заниматься обустройством своей личной жизни.
Из богатой международной практики приведем несколько примеров. Майкл Делл – основатель и руководитель компании Dell, Генри Форд – знаменитый американский промышленник окончили школу и посвятили себя успешному бизнесу. Билл Гейтс – в период с 1996 по 2007 год и в 2009 году самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes, начал активную деятельность после четвертого курса обучения в вузе, а окончил вуз уже в зрелом возрасте, когда он отчетливо осознал область своих интересов. И никакого дискомфорта из-за отсутствия высшего образования у этих людей не произошло. Понятно, что врачом или физиком-ядерщиком без высшего образования стать нельзя, но стоит ли при этом поступать на одну из невостребованных, но популярных специальностей? Каждому решать самому. Однако нужно помнить, что сегодня в Петербурге в заведениях среднего профессионального образования осуществляется прием более чем по 110 специальностям. Богатый выбор профессий позволяет найти каждому человеку то, что ему по душе.