Почему Смольный выбрал Пушкина, а не Заходера

Совет по инвестициям при губернаторе Петербурга одобрил проект интерактивного музея по сказкам Пушкина, представляющего собой, скорее,  парк развлечений, чем музей. Это похоже на дежавю: в 2012-м и 2013-м  губернатор уже одобрял «сказочный проект». Некоторые эксперты сомневаются в реальности затеи. Да и вообще: строить у нас подобные парки – невыгодный бизнес. Почему? – разбирался «Город 812».

 

Новый старый «Пушкинленд»

Предыстория. Впервые о том, что в Петербурге появится парк развлечений – он же  интерактивный музей сказок Пушкина, он же «Пушкинленд»,  – стало известно в 2012 году. Тогда же была разработана концепция развлекательного парка, включающая аттракционы на тему пушкинских произведений, торговую, обучающую и патриотическую функции. Губернатор Полтавченко договорился с президентом РЖД Якуниным о строительстве в Буферном парке города Пушкина «тематического парка». Но до строительства дело не дошло.

Через полтора года – в 2013-м – проект интерактивного музея сказок одобрил Совет по инвестициям. До строительства опять дело не дошло.

В декабре 2017-го Совет по инвестициям при губернаторе Петербурга снова одобрил проект развлекательного музея по сказкам Пушкина, имеющего рабочее название «Лукоморье». Судя по информации, просочившейся в СМИ, речь идет о том же «Пушкинленде» пятилетней давности или о чем-то похожем на него. Проект включает  развлекательные, обучающие и торговые функции. Там будут интерактивные аттракционы, многофункциональный театр, игротека, кафе, технопарк и т.д.

Сроки реализации проекта – до 2029 года. Ориентировочная стоимость  – 1,6 млрд рублей. Эта сумма позволит компании-инвестору ООО «Светоч» претендовать на статус стратегического инвестора.

Отдав Буферный парк в Пушкине под сказки Пушкина, Совет по инвестициям отказал другому инвестору – ООО «Сказочный лес», который хотел построить на том же месте к 2023 году тематический парк по мотивам сказки «Винни-Пух и все-все-все» за 1,1 млрд рублей.

По словам руководителя «Сказочного леса» Федора Гавриченко, планы построить в Петербурге подобный тематический парк также существуют давно (есть проект), но подходящего участка за 10 лет так и не было найдено. Компания  воспользовалась возможностью повторно представить проект властям.  Но для парка «Винни-Пуха» обещали поискать другой участок.

 

«Это такой социальный заказ»

По словам Федора Гавриченко, компания приняла решение участвовать в Совете по инвестициям в последний момент, воспользовавшись поддержкой Комитета по инвестициям. О  парке по сказкам Пушкина Гавриченко высказался как эксперт, руководитель консалтинговой группы, занимающейся оценкой рисков проектов развлекательных парков. Он также является вице-президентом российского Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений. Его компания занимается созданием детских крытых развлекательных парков, принимала участие в создании более 35 развлекательных проектов в 11 регионах страны.

– К нашему удивлению, на Инвестиционном совете проекты не рассматривались по сути. Опыт, профильные достижения, профессионализм, связи, отсутствие рисков, наличие команды специалистов, возможности инвестора никого не заинтересовали. В свое время изменения в функциональное назначение выделенного участка вносились под проект парка, но именно под «пушкинский проект». К сожалению, получилось, что город оказался в зависимости от давних собственных обязательств по указанию названия парка. В определенном смысле это такой социальный заказ. Скоро юбилей, и власти обещали сделать объект и хотели бы реализовать это силами инвестора, который произнесет слова «сказки Пушкина». Городу кажется, что в Пушкинском районе парк, посвященный героям сказок Александра Сергеевича Пушкина, будет востребован и позволит инвестору, во-первых, вернуть инвестиции и, во-вторых, платить налоги в заявленном объеме.

Заявлены цифры посещаемости более 500 тысяч человек в год – на уровне европейского тематического парка. Полагаю, это заблуждение. Несмотря на значимость творчества Пушкина, несмотря на то что дети знают его произведения, в том числе благодаря  школьной программе, несмотря на заслуженную любовь старшего поколения к произведениям нашего великого соотечественника, Пушкин в современных реалиях не является самым любимым или востребованным детским писателем. Возможно, родители привезут детей в парк, но второй визит вряд ли произойдет. Однако для объекта с таким уровнем инвестиций нужно, чтобы люди приезжали несколько раз в год. Иностранцы героев сказок Пушкина не знают вовсе, рассчитывать на них не приходится. Реальные сроки создания подобного объекта – 3–5 лет, не более.

Инвестор обещает закончить его к 2029 году – за 12 лет. Это фактически означает – никогда. Создание парка такого уровня – очень амбициозная задача. И это первый случай в России. Будет ли успешной эта попытка? Выбран оператор, вообще не имеющий опыта в этой области (есть только опыт в работе ресторанов и отелей в Пушкинском районе). Что он сможет? Слепо довериться проектировщику, которого сочтет «профессиональным», – иностранной проектировочной компании. Которая воплотит западный опыт в героев пушкинских сказок. Мы пристально наблюдаем за работой всех западных компаний в России в нашей отрасли, и даже в свое время при создании первых собственных объектов, десятилетие назад, являлись их заказчиками. Большую часть мы затем переделали. Западный опыт во многом не подходит россиянам по менталитету. Что-то пришлось закрыть. Еще и поэтому проект в значительной степени, к сожалению, обречен на неудачу.

– Город финансово участвует в проекте?

– Нет, но город формирует и передает в долгосрочную аренду земельный участок с возможностью капительного строительства. То есть можно возводить здания, например –  отели и рестораны.

– То есть парк сказок Пушкина может превратиться в отель, например?

– Это мне неизвестно. Но я точно знаю: заявленных цифр достигнуть практически невозможно. Никакой инвестор не сможет работать в условиях операционного минуса, – говорит Федор Гавриченко.

По его словам, «Сказочный лес» готов создать в Петербурге развлекательный тематический парк по примеру западных объектов. Винни-Пух выбран не просто так: в компании выяснили, что это фактически единственный герой, объединяющий два поколения. «На него» готовы идти и дети и взрослые. В мире права на бренд принадлежат корпорации «Дисней», но  она не развивает это направление отдельно. В России же права принадлежат наследникам Бориса Заходера (чье произведение «Винни-Пух и все-все-все» было признано отдельным объектом авторского права), с которыми «Сказочный лес» заключил договор еще в 2007 году.

– Наш парк будет единственным парком Винни-Пуха в мире! – говорит Гавриченко.

Один из первых проектов "Пушкинленда". Общий вид комплекса с юго-востока

Один из первых проектов “Пушкинленда”. Общий вид комплекса с юго-востока

 

Disney и DreamWorks ушли

В России до сих пор не было и нет ни одного тематического парка развлечений, построенного без участия бюджетных средств. И, по объективным причинам, вряд ли появятся, считают эксперты.

Так, компания DreamWorks, ранее заявлявшая о планах построить в России три развлекательных парка (один из них в Петербурге) в партнерстве с ГК «Регионы», приостановила или вовсе прекратила реализацию проектов.

В Москве  ГК «Регионы» уже возводит парк «Остров мечты», но без участия DreamWorks, которая вышла из проекта. В Петербурге несколько лет назад на Ржевке был куплен участок в 35 га под парк DreamWorks, который намечалось открыть к 2018 году. Этот проект тоже не реализован.

В начале декабря официальный представитель корпорации «Дисней» подтвердил отказ от развития паркового направления «Диснейленда» в России. По словам Федора Гавриченко, ситуация, сложившаяся в России с тематическими парками развлечений, фактически касается всех крупных игроков. Почему не строят парки?

– Причин три. Во-первых, в отличие от теплых стран с популярными тематическими парками, где сезон может длиться 300 и более дней в году, у нас – очень короткий и холодный сезон. Это три летних месяца плюс часть мая и сентября. Если говорить о Петербурге, то солнце посещает нас всего 62 раза в год. А люди ведь не ходят в дождь в открытый парк. Второе. В большинстве стран, где есть популярные тематические открытые парки, они ориентированы прежде всего на туристов. В России в последние годы  драматически снижаются цифры въездного туризма – он практически отсутствует: это всего около 3,5 миллионов человек на всю Россию. Третья причина, по которой операторы международного уровня не идут в Россию, – низкая защита правообладателя.  Тематические парки получают до трети своих доходов от продажи сувенирной продукции и товаров со своей символикой. Но в России нелицензированные сувениры будут предлагаться дешевле, и продажи оператора окажутся близки к нулю. Если говорить об инвестициях, приведу пример. Существует трехлетний цикл развития парка развлечений, согласно которому в первый год нужно поставить огромный аттракцион (для Америки – это американская горка, скажем, ценой в 40 млн долларов, для Европы –10 млн евро). Во второй и третий годы инвестор добавляет больше аттракционов либо обновляет их. На четвертый год снова необходимо строить или вносить радикальные изменения или обновления в большой аттракцион. Это позволяет туристам посетить парк вторично. В российских условиях вернуть такие вложения пока невозможно. Поэтому в России пока нет тематических парков мирового уровня, созданных без поддержки государства. Здесь нет виноватых или злого умысла – просто мы находимся в менее благоприятных условиях, – говорит Гавриченко.

Елена Роткевич