Почему теперь опасно пропагандировать Олимпиаду в Сочи?

Пока за право стать главным символом Олимпиады-2014 в Сочи рвут друг друга на части дельфин, мамонт и другие монстры, оргкомитет «Сочи 2014» приступил к ожесточенной защите всех остальных символов Олимпиады от неправомерного использования. В дополнение к Федеральному закону «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр…» (ФЗ № 310 от 01.12.2007) он выпустил методические рекомендации по обращению с основными олимпийскими символами. В инструкции (а она посложнее, чем к электрическому утюгу) мы попытались разобраться, чтобы, не дай бог, не принести вреда святому делу – Олимпиаде в Сочи.

  Несколько человек уже пострадали от неосторожного обращения с Олимпийским огнем, хотя, быть может, они преследовали самые благие цели. В Петербурге жертв пока нет, очевидно, в силу то ли высокой образованности, то ли низкой предприимчивости. А в регионах – хоть отбавляй. 12 000 рублей штрафа заплатил владелец службы такси “Олимп” Цадаев Ю. С. из Иванова за то, что, желая поддержать Олимпиаду, нанес на свои автомобили надписи “Sochi 2014”, не имея лицензионного соглашения с Международным олимпийским комитетом или его уполномоченным в России – оргкомитетом “Сочи 2014”.

45 000 рублей уплатила компания “Торговый дом “Саянский мрамор”” из Абакана за то, что выдавала себя за официального поставщика мраморной и гранитной продукции для Сочинской Олимпиады (как известно, ни одна Олимпиада не обходится без жертв, так что материал для памятников, конечно, понадобится, но поставлять его будет не кто попало, а специально отобранные организации).

Еще одна транспортная компания пострадала за то, что нарисовала на стенах своих автобусов спортсменов, схожих с олимпийцами до степени смешений, и написала “Сочи 2014”.

 За что пострадали все эти люди? За то, что по собственной инициативе и совершенно бесплатно начали пропаганду Олимпиады? Так за это им вроде бы еще и приплачивать надо. Или награждать медалями “Ударник Олимпиады”. Не так считают в оргкомитете “Сочи 2014”.

“Сегодня многие воспринимают символику Игр 2014 года как общее, народное достояние и, соответственно, уверены в правомочности своих маркетинговых инициатив с использованием олимпийской символики, считая, что таким образом они поддерживают Игры в Сочи. Но мнение это ошибочно” – говорится в инструкции, выпущенной оргкомитетом.

– Если я, не преследуя каких-либо коммерческих целей, наклею на собственный автомобиль стикер с олимпийской символикой, как клеят любимые символы фанаты “Зенита”, меня тоже покарают? – спросили мы у оргкомитета.

– Стикер должен быть изготовлен какой-нибудь фирмой, имеющей на это лицензию от оргкомитета, а лицензии еще не выдаются, таким образом, любые стикеры, футболки, кепки и т.п., попадающие на рынок сейчас, – контрафактная продукция, и, используя ее, вы нарушаете закон, – пояснила Анаит Саратикян, сотрудница внешней пресс-службы оргкомитета “Сочи 2014”.

 – А если я на заборе напишу “Игры в Сочи сладки, как ночи!”?

 – А зачем?

 – Чтоб поддержать Олимпиаду или в целях самовыражения.

 – Для самовыражения, наверное, можно, но лучше посоветоваться с оргкомитетом или даже стать партнером Олимпиады.

Сотрудничество с  Олимпиадой-2014 возможно в трех формах: партнерство, лицензии (выпуск товаров с символами Олимпиады), поставки (сувениры, клюшки и т.п.). Лицензию на использование символов купить пока нельзя, и неизвестно, во что обойдется, но в ближайшее время наступит ясность, а пока можно направлять заявки в оргкомитет: это ни к чему не обязывает, не захотите или не потянете – можно отказаться, зато окажетесь в первых рядах.

Поставщики отбираются, но пока только по двум узким направлениям: товары для обеспечения работы офиса и строительство. Будучи уполномочен на то МОКом, оргкомитет “Сочи 2014” начал с охоты на крупную рыбу: выбираются генеральные партнеры (спонсоры) по направлениям. Таковыми уже стали “Ростелеком”, “МегаФон”, Сбербанк России. Как рассказали в оргкомитете, главный критерий  отбора – приверженность олимпийским идеалам. Идеалы всем известны – быстрее, выше, сильнее.

– Входная цена – от  $100 млн, – конкретизирует  Анаит Саратикян. – Но этого мало. Все соискатели представили очень подробные программы, где расписано, как они помогут Олимпиаде – например, улучшат инфраструктуру Сочи и т.п.

 Для всех остальных оргкомитет выпустил целый список символов Олимпиады-2014, которые нельзя использовать без договора либо с МОК, либо с Олимпийским комитетом России, либо с оргкомитетом “Сочи 2014”. В общей сложности – 41 символ: картинки и надписи (еще 4 – в процессе регистрации, ряд в стадии разработки – так, животное или не животное – символ Сочи-2014 появится к концу 2011 года).  Среди прочих символов, которые нельзя использовать, – много разновидностей колец, непременно переплетенных, цветных и черно-белых. Нельзя использовать не только такие именно, но и сходные до степени смешения.
Но как это определить? Является ли сходной до степени смешения с олимпийскими кольцами эмблема Audi – четыре переплетенных кольца, или два кольца, сплетенных в объятия на  капотах лимузинов молодоженов? Единого мнения на этот счет пока нет. В “самое ближайшее время” оргкомитет выпустит систему скоринговой оценки, где будут подробно описаны все критерии.  Главный из них – не навредить официальным партнерам Олимпиады. Если партнером станет тот же Audi, и он предъявит претензии молодоженам, оргкомитет будет на его стороне, потому что нельзя получить на халяву то, за что уплачены немалые деньги. Особенно жестоко будут подавляться попытки конкурентов генеральных спонсоров, которые разними хитрыми креативными ходами попытаются вызвать у зрителей положительную ассоциацию с Олимпиадой и использовать ее себе на пользу.

Особенно тяжко придется спортсменам, имеющим личных спонсоров или спонсоров команд. Если этот личный спонсор  окажется конкурентом генерального партнера Олимпиады и попытается паразитировать на светлом теле Олимпиады, возможны репрессии.

Классический пример паразитического маркетинга приводит оргкомитет “Сочи 2014”. На Олимпийских играх в Атланте в 1996 году британский спринтер Линфорд Кристи пришел на пресс-конференцию перед финальным забегом в голубых контактных линзах со сверкающими белыми логотипами Puma вместо зрачков. Фото спортсмена в таком виде появились на первых страницах журналов. Официальным спонсором Игр в Атланте была компания Reebok, один из основных конкурентов Puma. Началось разбирательство. Поведение спортсмена жестоко осудили. Такие конфликты довольно типичны для Олимпиад. Так что ж, теперь нельзя иметь личных спонсоров?

– Можно, но перед тем как идти на пресс-конференцию с их логотипами, нужно согласовать этот вопрос с оргкомитетом, – пояснили в пресс-службе “Сочи 2014”. Оргкомитет попытается найти какой-то компромисс, чтоб никого не обидеть: например, попросит сдвинуть козырек бейсболки с логотипом набекрень. На матче чемпионата мира по футболу 2006-го в Штутгарте группа из сотен голландских болельщиков приперлась в оранжевых шортах с логотипами пива Bavaria, которое не было официальным пивом чемпионата. Болельщикам предложили сменить одежду для того, чтоб пройти на стадион. Так что, собираясь на Игры в Сочи, непременно возьмите запасные плавки. Борьба за олимпийские идеалы обещает быть жаркой.

На Олимпиаде-1980 ничего подобного не было. Только сейчас в России начинают внедряться общемировые стандарты приличного поведения. Оргкомитет “Сочи 2014” назвал свою программу образовательной. Учить будут всему, даже правописанию. Основной принцип: не выкупил право – не пиши. В число олимпийских символов Олимпиады-2014 под номером 3 попало “словесное обозначение” ОЛИМПИЙСКИЙ. Теперь и вплоть до 2016 года права на прилагательное “олимпийский” принадлежат Олимпийскому комитету России.

Дописав эту статью,  я почувствовал холодок дула, прижатого к спине и наручники на запястьях. Слово “олимпийский” употреблено в ней 12 раз и только один раз на все 100% законно – так как звучит из уст официального представителя оргкомитета. Мы срочно прекратили верстку и позвонили в оргкомитет “Сочи 2014”.

– Ничего страшного, если вы описываете подготовку к Олимпиаде, ради бога – пишите, – разрешила внешняя пресс-служба “Сочи 2014”. – А вот если вздумаете приготовить салат, назвав его “Олимпийский”, и накормить им кого-нибудь  в собственном ресторане – другое дело. Надо получить лицензию.

Понятно, что салат с таким названием всем непременно захочется попробовать и это нельзя не использовать для подготовки к Играм.